Как покрыть автомобиль жидким стеклом

Лучшее жидкое стекло в среднем ценовом сегменте.

Для тех кто первый раз будет покрывать свой автомобиль этим средством, может столкнуться с таким вопросом “какое жидкое стекло лучше для авто?”. Мы подобрали для вас самые качественные, популярные и с подходящей ценой и вместе с вами сейчас разберемся.

HKC Ceramic Coating 2.2.

Керамическое защитное покрытие для кузова автомобиля HKC Ceramic Coating — лидер рынка керамических покрытий для кузова автомобиля. Делает ЛКП автомобиля тверже и создает защитный слой, на лаке автомобиля — который выполняет полноценные защитные функции, при этом придавая ему шикарный блеск! Два слоя дают дополнительный прирост защитного слоя и создают глубину цвета! Машина обретает сочный вид, эффект леденца, влажный блеск!

Цена: 13.500 рублей

Soft 99 Glass Coating H-7.

Покрытие на основе жидкого стекла, которое используется для защиты объектов находящихся в режиме экстремальной эксплуатации: лодки, торговые автоматы, поезда, дорожные знаки и т.д. Н-7 надежно защищает от агрессивного воздействия окружающей среды: дождя, снега, грязи, морской воды и абразивного воздействия. Теперь покрытие, предназначенное для профессионального промышленного рынка, доступно для автолюбителей. H-7 создает на кузове автомобиля твердую защитную оболочку на основе оксида кремния, которая обладает высокой устойчивостью к абразивным и химическим воздействиям, придает кузову превосходный блеск, при этом абсолютно безопасна для лакокрасочного покрытия и сохраняет свои защитные свойства до одного года.

Цена: 6500 рублей

Gyeon Q2 Prime.

Комплект Q² prime – высококачественное сверхпрочное кварцевое покрытие автомобиля, обладающее не только долговечностью, но и превосходными гидрофобными свойствами. Нанесенное кварцевое покрытие q² prime сохраняет свои защитные свойства до 12 месяцев или 20 тыс.км. Это задает новые стандарты защиты лакокрасочного покрытия. Кварцевое покрытие Q² prime применим на широком диапазоне температур, что делает продукт наиболее всесезонной автомобильной защитой на рынке. Нанесение возможно от 5 до 30 градусов цельсия. Одной из наиболее важных отличительных характеристик q² prime по сравнению с другими защитными покрытиями, является непревзойденная способность к самоочистке. Вода и грязь не задерживаются на покрытии, быстро стекают, не оставляя подтеков и разводов. Это позволяет существенно увеличить интервалы между мойками.

Цена: 5000 рублей

Ceramic Pro 9h

Химический состав предназначенный только для профессионального использования в специализированных детейлинг центрах, защищающий кузов авто от царапин, реагентов, солнечных лучей, воды и грязи, который придает цвет карамели ЛКП автомобиля и сохраняется на срок от 36 месяцев. Нанокерамическое покрытие наносится в несколько слоев (1-12), каждый слой увеличивает толщину ЛКП до 2мкм.

Цена: 15 000 рублей

Willson silane guard

Это японское жидкое стекло для авто, подходит для всех цветов и оттенков. Сохраняет оригинальный, яркий и насыщенный цвет кузова. Создает эффект карамельки — мокрый глянец и некая аура вокруг машины. Прочная, кремнийорганическая полимерная пленка, усиленная диоксидом кремния (SiO₂) надежно защищает от мелких царапин при механических и ручных мойках. Предохраняет лакокрасочное покрытие от агрессивного влияния солевых реагентов в зимнее время года и сильнощелочных шампуней при бесконтактных мойках.

Цена: 4000 рублей

Достоинства и недостатки

Чем так хорошо жидкое стекло, что так часто используется в строительной сфере? Почему оно порой оказывается незаменимым? Все благодаря достоинствам этого материала:

  • жидкое стекло обладает отличными адгезионными свойствами, что позволяет ему проникать глубоко в структуру обрабатываемого материала;
  • составом можно покрывать изделия из дерева, бетона, металла, камня;
  • состав в меру текуч, но при этом достаточно вязкий, благодаря чему покрытие из него будет надежным, равномерным;
  • расход этого вещества минимален. Если сравнить жидкое стекло с резиной, то первого понадобится в два раза меньше, чем второй;
  • цена материала невысокая, жидкое стекло – самый доступный способ защиты поверхности от влаги.

У жидкого стекла много преимуществ

У жидкого стекла есть и недостатки. В чистом виде такое покрытие оказывается довольно хрупким, и даже небольшой удар способен разрушить его. Также состав нельзя наносить на кирпичную кладку, потому что она будет довольно быстро разрушаться. К недостаткам можно отнести и необходимость быстрой работы с веществом, и то, что финишное покрытие на такой слой невозможно будет нанести – краска и лаки на жидком стекле не держатся.

Как работать с жидким стеклом

Плюсы и минусы жидкого стекла

Жидкое стекло ценят за:

  1. Укрывистость – запечатывает мельчайшие трещинки.
  2. Небольшой расход и низкую стоимость (если сравнивать с другими герметиками).
  3. Большой срок эксплуатации – пять лет.
  4. С ним можно работать при высокой влажности.
  5. Нетоксичность – не выделяет в воздух опасных соединений, химически нейтрально.

Однако есть у силикатного клея и некоторые минусы:

  1. Не подходит для нанесения на кирпичные поверхности.
  2. Пленка довольно хрупкая, поэтому необходимо использовать и другие методы гидроизоляции.
  3. Жидкое стекло схватывается в кратчайшие сроки, поэтому чтобы успеть нанести раствор, требуется опыт и сноровка.

Жидкое стекло: состав и свойства материала

Термин «жидкое стекло» появился благодаря свойствам водянистой смеси при застывании преобразовываться в твердое прозрачное вещество. Его популярность обусловлена клеящими и водонепроницаемыми характеристиками. Изобрели средство еще в Средневековье. В основе его получения лежит реакция кремниевой кислоты и щелочных соединений. Запатентовал изобретение лишь в 1818 году немецкий химик-минералог Ян Непомук фон Фукс.

Жидкое стекло состоит из раствора натрия гидроксида и кремнеземсодержащих элементов

Классический состав вещества практически не изменился спустя столетия. Оно содержит кремнеземсодержащие элементы и раствор натрия гидроксида, способные растворяться в воде. Именно поэтому жидкое стекло еще называют растворимым. Внешне это бесцветное (бывает с зеленоватым или желтым оттенком) прозрачное вещество разной консистенции. Формула жидкого стекла представляет собой соединение щелочных силикатов, соответственно, имеет такой вид:

  • Na2O(SiO2)n – силикат натрия;
  • K2O(SiO2)n – силикат калия.

Чтобы получить представление, что это такое жидкое стекло, достаточно вспомнить школьный курс химии. Числовое отношение молекул SiO2 к молекулам Na2O или K2O называют кремнеземистым модулем, определяющим растворимость и ряд иных свойств жидкого стекла. Показатель n указывает на число молекул диоксида кремния.

Получают материал путем сплавления кварцевого песка, смешанного с содой или с сульфатом натрия и углем. Это происходит в специальных стекловаренных печах, которые действуют непрерывно. Технологически процесс варки аналогичен производству нерастворимого стекла. Жидкое стекло производят также посредством автоклавной обработки аморфного кремнезема едкой щелочью высокой концентрации.

Вещество обладает водонепроницаемыми и клеящими свойствами

Жидкое стекло: характеристики и применение материала

Универсальность средства обусловлена массой функций, которые выполняет жидкое стекло в строительстве (и не только), в частности:

  • отталкивает влагу, устраняя негативные последствия воздействия воды на стройматериалы, выступая таким образом в роле гидрофобного изолятора;
  • уничтожает бактерии, грибы и плесень, препятствует их размножению, являясь отличным антисептиком;
  • используется для заполнения пор на разных поверхностях;
  • нейтрализует статическое электричество, выполняя роль антистатика;
  • служит термоизолятором и обеспечивает огнестойкость материала.

Жидкое стекло является незаменимым материалом в строительстве

Широкая область применения жидкого стекла и его функциональность обусловлены рядом специфических характеристик:

  • легкостью проникновения материала в микроскопические трещины и поры, полной их заполняемостью, благодаря чему его просто наносить на бетонные и деревянные поверхности;
  • минимальным расходом материала и невысокой стоимостью в сравнении с другими гидроизоляционными средствами;
  • долгим сроком службы, который стартует от пяти лет;
  • высокой влагостойкостью;
  • степенью защиты, зависящей от количества слоев пропитки;
  • нанесенный раствор образует слой гидроизоляции высокой степени надежности.

Калиевое или натриевое жидкое стекло: применение и различия

Главная особенность жидкого стекла – это его широкая сфера применения. Как уже упоминалось выше, в его состав могут входить два минерала – натрий или калий. В этом и заключается основная разница между двумя видами материала, но все же есть различия и в сферах их применения.

Калиевое жидкое стекло часто входит в состав лакокрасочных материалов

Жидкое стекло калиевого типа чаще всего употребляют в лакокрасочном производстве, так как это вещество отлично справляется с различными атмосферными и химическими нагрузками. Данный компонент довольно часто входит в состав силикатных красок.

Инструкцией по применению натриевого жидкого стекла предусмотрено его добавление в клеевые растворы, так как материал характеризуется высокими вяжущими свойствами. Именно этот состав обеспечивает хорошую гидроизоляционную защиту поверхностей. Вариант на основе натрия способствует увеличению прочностных характеристик конструкций из бетона. Кроме того, он благоприятствует их огнестойкости и обеспечивает высокие антисептические свойства.

Таким образом, обладает более обширным спектром свойств натриевое жидкое стекло, и применение его, соответственно, намного шире. В то же время стоимость калиевого стекла выше, так как оно намного эффективнее противостоит кислотам, влаге и атмосферным воздействиям. После его использования на поверхности не остается белесых пятен, характерных для натриевого раствора.

Как покрыть кузов автомобиля жидким стеклом: шаг за шагом

Процесс нанесения жидкого стекла состоит из нескольких этапов:

  1. Проверьте комплектацию полироли. В составе должны быть следующие инструменты: отвердитель и базовый состав, пипетка (необходима для смешивания), специальная фибра для ручной полировки, защитные перчатки, полотенца и мягкая губка. Если в комплекте чего-то не хватает, то лучше докупить.
  2. Теперь подготовьте поверхность транспортного средства. Этот этап один из наиболее важных в процессе полировки и пропускать его нельзя. Вымойте автомобиль и уберите все имеющиеся загрязнения. После этого обезжирьте поверхность и дайте автомобилю просохнуть. Обезжиривание можно произвести с помощью уайт-спирита, разбавленного в воде. Ни в коем случае не используйте состав с силиконом или низкокачественными спиртами в составе. Если до этого кузов автомобиля уже был покрыт любой из полиролей, то ее необходимо полностью удалить. В противном случае новый слой покрытия будет плохо держаться на кузове и прослужит намного меньше намеченного срока.
  3. Подберите площадку для работ. Оптимальный вариант – сухое, хорошо проветриваемое место, температура в котором составляет от 10 до 40 градусов тепла. Лучше всего выполнять полировку в гараже, но в крайнем случае можно делать это на улице под специальным навесом. Ваша задача – исключить случайное попадание на кузов солнечных лучей, пыли и грязи.
  4. Выполнение работы. Как только подготовительные работы завершены, можно приступать к полировке транспортного средства с помощью жидкого стекла. Не стоит наносить состав сразу на весь кузов – потренируйтесь на небольшом участке автомобиля. Если полироль хорошо прилегает к поверхности и обеспечивает ожидаемый результат, можно приступать к работе.

Учтите, что наносить жидкое стекло на кузов автомобиля необходимо постепенно, обрабатывая участок за участком. К примеру, вы можете начать с правого крыла или полировки бампера. Как только обработка одной детали завершена, можно переходить к следующему этапу. Такой подход необходим по двум причинам. Во-первых, получится более качественно выполнить работу. Во-вторых, нанесенная полироль не засохнет.

После нанесения небольшого объема состава на поверхность растирайте его с помощью мягкой ткани (должна быть в комплекте). В процессе выполнения работ все время следите, чтобы на кузов не попадала грязь или пыль. Как только будет обработан весь кузов, оставьте машину в покое на несколько часов (как правило, достаточно 4-6). При этом окончательное схватывание жидкого стекла происходит через две недели. В этот период желательно не мыть автомобиль вовсе (тем более на автомойке). По истечении двухнедельного периода кузов автомобиля надежно защищен от различных механических воздействий: УФ лучей, влаги и прочих неприятных проявлений.

https://youtube.com/watch?v=_dQ8iU_6CJk

Как ускорить процесс? Обычно полировка автомобиля вручную занимает не менее 5-6 часов (при качественном исполнении). Данный труд весьма тяжелый и многие могут не выдержать подобной нагрузки. Чтобы упростить задачу, можно использовать шлифовальную машинку. Все, что требуется – подобрать мягкую полировочную накладку и выставить средние обороты. В процессе обработки старайтесь не надавливать на шлифмашинку, чтобы не допустить перегрева поверхности.

Если под рукой шлифмашинки нет, то в качестве альтернативы подойдет обычная электрическая дрель. При этом стоит заблаговременно приобрести насадку для фиксации полировальных кругов.

Вот и все. Теперь можно наслаждаться идеальным видом кузова своего автомобиля и периодически обновлять покрытие. По заявлению производителей жидкое стекло удерживается на поверхности в срок до одного года и выдерживает до полусотни посещений автомобильной мойки. Кроме этого, для приведения авто в порядок достаточно будет лишь бутылки с водой и чистой тряпки.

Технология пропитки бетонных оснований жидким стеклом

Работы по устройству бетонных оснований выполняются достаточно быстро, — количество технологических операций невелико.

Предварительная подготовка и общие рекомендации

Сам силикатный клей в жидкой консистенции готов к применению, — его достаточно тщательно перемещать строительным миксером. Работы по пропитыванию бетона ведутся при температуре не ниже +5 градусов. После забора материала тару держат плотно закрытой.

Прочие требования:

  • нельзя начинать работы по обработке наружных поверхностей, если в последующие сутки на улице ожидаются заморозки;
  • если основание покрыто инеем или льдом, материал не наносят;
  • если ведется пропитка горизонтальных плоскостей, нельзя допускать формирования луж.

Любое основание должно быть подготовлено, — жидкое стекло наносится только на чистые и сухие поверхности.

Принципы подготовки бетонных оснований:

  • верхние рыхлые слои, в том числе железнение, цементное молоко удаляются. Для этого можно применить несколько способов. На больших площадях действуют пескоструйными, дробеструйными аппаратами, шлифовальными машинами;
  • в местах примыканий и в труднодоступных зонах используют ручной инструмент;
  • образовавшийся шлам вычищают при помощи строительного пылесоса и жестких щеток.

Гидроизоляция жидким стеклом пола и плоской кровли

Работы ведутся после удаления старого покрытия, — на поверхности должен отсутствовать шлам, мусор. Для этого проводят зачистку металлической щеткой, используют строительный пылесос. Далее основание обрабатывается битумной эмульсией, соблюдая толщину слоя в 2 мм.

Когда состав схватится, раствор с жидким стеклом наливается на поверхность слоем 2-3 мм. Покрытие разравнивается ракелем или шпателем. До нанесения следующего слоя устраивают технологический перерыв на 2-3 часа. Далее заливается 2 слой.

Рабочие нагрузки на поверхность после обработки допустимы спустя 2 суток

Пропитка жидким стеклом бетонных колодцев, бассейнов

Смесь для гидроизоляции готовится на основе 1 части силикатного клея, 9 частей цементного раствора.

Максимальную эффективность обработки обеспечивают, соблюдая указанную последовательность:

  • бетон очищается от пыли и прочих загрязнений щетками;
  • наносится первый слой пропитки с использованием валика или кисти;
  • спустя 30 минут, на поверхность наносится еще один слой;
  • материал должен распределяться максимально равномерно, без пропусков;
  • далее следует подготовить раствор на основе цемента и жидкого стекла;
  • готовая смесь наносится на поверхность при помощи шпателя. Работы ведутся быстро с учетом низкой жизнеспособности раствора (15-20 минут).

Пропитка жидким стеклом подвалов, цоколей

В подобных зонах чистое жидкое стекло используется редко. В работу берут раствор, основанный на равных частях цемента, силикатного клея, воды. Цемент затворяют водой, вводят жидкое стекло. Смесь доводится до однородной консистенции при помощи строительного миксера.

Жидким препаратом обрабатывают все поверхности, используя кисти или валики. Жизнеспособность такой пропитки – 30 минут. Если стоит дополнительная задача по защите оснований от грибка, плесени, сырости, поверхность дополнительно обрабатывается чистым жидким стеклом в 1-2 слоя.

Пропитка жидким стеклом бетонных стен и потолков

Предварительная обработка поверхностей реализуется на основе жидкого стекла и воды. Оба компонента смешиваются в пропорциях 4:1. Основания покрываются в 2-3 слоя, соблюдая принципы послойной сушки. Дополнительно можно прогрунтовать стяжку, применив раствор на основе 1 части жидкого стекла, 2 частей цементного раствора.

На больших площадях целесообразно использовать краскопульт. Им удобно работать при обработке больших вертикальных поверхностей, труднодоступных горизонтальных перекрытий и т.д. Плюс, обеспечивается высокая скорость нанесения.

Последовательность работ:

  • реализуется зачистка основания в соответствии с принятыми нормами;
  • краскопульт должен быть готов к работе;
  • жидкое стекло распыляется в требуемом направлении;
  • для формирования полноценного слоя достаточно 2-3 мм;
  • послойная сушка занимает не более трех часов. Общее количество слоев – 2-3.

Жидкое стекло для автомобиля – что это такое и для чего оно нужно

Кузов – самая заметная и дорогая часть автомобиля, поэтому средства ухода за ним и защиты от неблагоприятных воздействий востребованы всегда. Долгое время для кузова использовалась защитная полировка материалами на восковой основе, однако развитие технологий открыло возможность применения составов на основе соединений кремния.

Собственно, в основе того, что обычно называют стеклом или керамикой, лежит обычный песок. Точнее не сам песок, конечно, а силикаты – солевые соединения кремния.

Щелочные растворы силикатов натрия или калия давно и хорошо известны и применяются в строительстве (гидроизоляция) и в быту (конторский клей). Кстати, иногда жидкое стекло производят и как стекло обычное: спеканием песка и, например, обычной соды при высокой температуре.

Основными ингредиентами покрытия являются следующие компоненты:

  1. Добавки оксидов титана и алюминия по определённой технологии в материал, содержащий диоксид кремния (песок),
  2. Жидкость на силиконовой основе,
  3. Поверхностно активные вещества (ПАВ),
  4. Химические составы, используемые при производстве полимерных плёнок.

Оксид титана создает тонкую плёнку для термозащиты материала на уровне нано-частиц, поэтому современное жидкое стекло на полном основании относят к нанокерамике. Именно это вещество придаёт покрытию глянцевый блеск.

Поверхностно-активные вещества используют как ингредиент, содержащийся в моющих средствах. ПАВ нужны для «отталкивания» оставшихся на подготовленной поверхности кузова грязевых частиц, которые могут помешать процессу формирования покрытия.

Силиконовая основа служит для предотвращения окислительных процессов и улучшения адгезии («сцепления») покрытия с поверхностью кузова.

Остальные составляющие могут использоваться в различных пропорциях, но «песочная» основа жидкого стекла, улучшающая прочностные характеристики покрытия, остаётся неизменной.

Что даёт для лакокрасочного покрытия автомобиля жидкое стекло, кроме придания блеска?

В первую очередь – это более твердая, чем у обычных автомобильных лаков поверхность.

Твердость, кстати, определяется так же, как у графитовых карандашей и имеет индекс «H».

Однако следует помнить, что твердость покрытия будет в значительной степени зависеть от подготовки защищаемой поверхности:

  • для новых автомобилей, покрытых «твердыми» производственными лаками, итоговая (после нанесения) твердость покрытия будет максимальной;
  • для перекрашенных поверхностей твердость нанесенного покрытия будет ниже, чем для покрытий новых автомобилей из-за того, что ремонтные лаки, как правило, «мягкие»;
  • обеспечить равномерную твёрдость для автомобилей со значительным пробегом вообще проблематично, так как помимо крашеных (да ещё, возможно, и в разное время) частей кузова может потребоваться различная (вплоть до абразивной) предварительная подготовка этих частей.

Жидкое стекло создаёт покрытие, способное в большей степени, чем автомобильный лак предотвращать появление сколов, царапин, небольших вмятин не только за счёт повышенной твёрдости, но и за счет определённой пластичности. И, конечно же, такое покрытие – дополнительная защита от агрессивной среды.

Часто в рекламных материалах, посвящённых жидкому стеклу можно встретить утверждение о том, что применение покрытия улучшает насыщенность цвета кузова и делает его более глубоким и ярким. Конечно, такого рода утверждения не более чем миф.

Даже если бы прозрачность покрытия была идеальной (светопропускание 100%!, чего на самом деле не бывает), яркость и насыщенность исходного цвета удалось бы в лучшем случае сохранить. Другое дело, что компоненты покрытия значительно сокращают пагубное влияние на краску ультрафиолетового излучения, максимально долго сохраняя «родной» цвет.

После правильного нанесения покрытия на автомобиль и после продолжительных поездок, машину достаточно ополоснуть чистой водой без применения моющих средств – блестящая поверхность кузова мгновенно восстанавливается.

Из недостатков покрытия жидким стеклом следует отметить разве что высокую итоговую (материалы плюс работа) стоимость процесса. При этом трудоёмкость процесса предварительной подготовки поверхности, особенно для машин с пробегом, действительно весьма велика.

Долго ли держится покрытие автомобиля жидким стеклом?

Ведущие мировые производители декларируют долговечность покрытия с сохранением основных свойств в течение двух-трёх лет. По отзывам российских автолюбителей, средняя долговечность такого покрытия на российских дорогах – 1 год.

Способы применения жидкого стекла для бетона

Для гидроизоляции монолитных конструкций жидким стеклом используют наружный и внутренний метод его введения. Выбор делают с учетом того, какие характеристики должен приобрести материал

Кроме этого, приминают во внимание условия его дальнейшей эксплуатации

Внешняя обработка

Жидкое стекло, нанесенное поверх бетона, пропитывает его наружные слои, оставаясь в мельчайших порах. После застывания силикат запечатывает все отверстия. Частицы влаги не могут проникнуть внутрь, поскольку после кристаллизации ЖС уже не растворяется водой. Таким образом, бетон защищают от влажности, кислот, плесени.

Покрытие бетона жидким стеклом рекомендуется для:

  • фундаментов любого типа;
  • внутренних поверхностей пола и стен в подвальных и цокольных помещениях;
  • балконов;
  • бассейнов с бетонными чашами, внутренней части колодцев и т.д.

Нанесение на поверхность ЖС производится не только для предохранения бетона от внешнего воздействия, но и как основа для дальнейшей отделки декоративными смесями. В этом случае силикаты выполняют роль грунтовки.

Добавление в состав бетона

Теперь поговорим о том, в каких случаях жидкое стекло добавляют в бетонный раствор и для чего это делается. Если пропитка защищает лишь наружный слой, то силикатная добавка, введенная при замешивании, делает монолит устойчивым к влаге и перепаду температур по всей толщине. На срезе застывшего модифицированного бетона хорошо видны заполненные пустоты. Возникает вопрос: сколько жидкого стекла нужно добавить в бетон, чтобы достичь такого эффекта и что будет, если превысить норму?

Силикатный клей после отвердевания легко ломается и крошится. Если бетонный раствор содержит большой процент этой добавки, несущая конструкция также становится хрупкой. Поэтому при введении силиката в основной материал необходимо следить, чтобы его доля не превышала 5-10% от общего объема. Чтобы рассчитать, сколько жидкого стекла будет нужно для работы, обычно пользуются следующей пропорцией: 72 литра ЖС на 1 куб бетона.

Силикатный концентрат недопустимо вводить в жидкий бетон напрямую. Обычно используют следующий способ приготовления:

  • смешивают отдельно сухие компоненты для бетона;
  • в воде для замешивания растворяют силикат;
  • затворяют получившейся жидкостью сухие ингредиенты, постоянно перемешивая массу;
  • модифицированный раствор как можно быстрее помещают в опалубку.

Если добавить в готовый бетон жидкое стекло в чистом виде, то не получится достичь однородности из-за быстрого схватывания присадки.

Бетон, в процессе изготовления которого было использован силикатный клей, подходит для:

  • гидротехнических сооружений;
  • подземной части зданий, которые находятся на участках с повышенным уровнем грунтовых вод;
  • печей, каминов, в том числе уличных;
  • колодцев;
  • бассейнов;
  • септиков.

Для быстрого устранения протечек применяют цементный раствор, который содержит силикаты. Способность такого материала схватываться сразу после нанесения помогает устранять аварийные ситуации.