Устройство и сфера применения стального троса

Оглавление

Материал изготовления

При производстве используют следующее сырье:

  • стали модификации Ст. 3 и Ст. 3кп, в соответствии с ГОСТ 380. Материал подвергается термической обработке, после которой степень устойчивости на растяжении должна равняться 450-500 МПа. Применяются для закрепления конструкций, которые не подвергаются большим нагрузкам при эксплуатировании;
  • стали 35 ГОСТ 1050 высокого качества, после налаживания должны иметь степень прочности на растяжении минимум 540 МПа. Используются в большинстве случаев.

Резьба на муфтах устанавливается от М5 и в дальнейшем зависит от максимальной нагрузки на деталь. Высокими эксплуатационными характеристиками должен отличаться талреп закрытого типа. Открытый вариант применяется в несложных ситуациях, для нестандартных условий – готовится подходящий чертеж.

Талрепы с открыто-сварной муфтой по ОСТ 5.2314-79.


Талреп ОС-ВВ


Талреп ОС-ВУ


Талреп ОС-УУ

Обозначение Допускаемая нагрузка кН (тс) Ход талрепа L L1 L2 Масса, кг
20-ОС-ВВ 20 (2,0) 185 603 418 518 3,6
25-ОС-ВВ 25 (2,5) 185 629 444 554 4,2
32-ОС-ВВ 32 (3,2) 212 719 507 632 6,0
40-ОС-ВВ 40 (4,0) 212 757 545 695 7,2
50-ОС-ВВ 50 (5,0) 248 881 633 793 12,8
63-ОС-ВВ 63 (6,3) 248 900 652 832 14,5
80-ОС-ВВ 80 (8,0) 265 987 722 922 20,8
100-ОС-ВВ 100 (10,0) 265 1027 762 987 23,6
125-ОС-ВВ 125 (12,5) 290 1133 843 1093 35,0
160-ОС-ВВ 160 (16,0) 290 1159 869 1144 46,0
200-ОС-ВВ 200 (20,0) 308 1247 939 1239 55,3
Обозначение Допускаемая нагрузка кН (тс) Ход талрепа L L1 L2 Масса, кг
20-ОС-ВУ 20 (2,0) 185 628 443 511 3,5
25-ОС-ВУ 25 (2,5) 185 655 470 545 4,0
32-ОС-ВУ 32 (3,2) 212 753 541 625 5,9
40-ОС-ВУ 40 (4,0) 212 789 577 675 6,9
50-ОС-ВУ 50 (5,0) 248 915 667 776 12,3
63-ОС-ВУ 63 (6,3) 248 938 690 812 14,0
80-ОС-ВУ 80 (8,0) 265 1035 770 906 20,0
100-ОС-ВУ 100 (10,0) 265 1074 809 962 23,0
125-ОС-ВУ 125 (12,5) 290 1182 892 1062 33,0
160-ОС-ВУ 160 (16,0) 290 1210 920 1105 42,0
200-ОС-ВУ 200 (20,0) 308 1319 1011 1215 53,0
Обозначение Допускаемая нагрузка кН (тс) Ход талрепа L L1 L2 Масса, кг
20-ОС-УУ 20 (2,0) 185 653 468 504 3,3
25-ОС-УУ 25 (2,5) 185 681 496 536 3,8
32-ОС-УУ 32 (3,2) 212 787 575 579 5,6
40-ОС-УУ 40 (4,0) 212 821 609 659 6,8
50-ОС-УУ 50 (5,0) 248 949 701 759 12,5
63-ОС-УУ 63 (6,3) 248 976 728 792 14,0
80-ОС-УУ 80 (8,0) 265 1083 818 890 19,5
100-ОС-УУ 100 (10,0) 265 1121 856 936 21,6
125-ОС-УУ 125 (12,5) 290 1231 941 1031 31,5
160-ОС-УУ 160 (16,0) 290 1261 971 1067 41,0
200-ОС-УУ 200 (20,0) 308 1391 1083 1191 50,8

Выбор талрепа. Размеры и характеристики

Определяющим параметров для выбора является эксплуатационная нагрузка, причём для талрепов, предназначенных для фиксации предметов в вертикальном положении, а также агрегатов типа лифтов и подъёмников такие нагрузки определяют с запасом в 600…900%.

Для безопасности фиксации предмета или груза важное значение имеет также степень охвата стропом захвата талрепа. Это особенно касается талрепов типа ГГ, где открытая часть оголовка крюка не исключает соскальзывания груза. Наиболее безопасны в этом отношении талрепы вилка-вилка, в которых крепёжный палец изготавливается из закалённой стали, и полностью перекрывает крюк стропа

Наиболее безопасны в этом отношении талрепы вилка-вилка, в которых крепёжный палец изготавливается из закалённой стали, и полностью перекрывает крюк стропа.

Ориентировочные предельные нагрузки в зависимости от типоразмера резьбы и типа грузового захвата – вилка, ушко и крюк – составляют соответственно, кг:

  • для М6 – 100 и 40;
  • для М8 – 200 и 80;
  • для М10 – 500 и 150;
  • для М12 – 2000 и 350;
  • для М16 – 3000 и 700;
  • для М20 – 4000 и 1000;
  • для М24 – 6000 и 2000;
  • для М30 – 10000 и 3000.

Выбор рэтчета производится по калибру цепи и её длине:

  • для калибра 6 мм максимальная нагрузка — 4000 кг;
  • для калибра 8 мм — 6300 кг;
  • для калибра 10 мм — 10000 кг;
  • для калибра 12 мм — 15000 кг;
  • для калибра 16 мм — 20000 кг.

Важны также размеры и масса талрепов. Завод-изготовитель обязан сертифицировать выпускаемые им талрепы, снабжая каждое изделие соответствующей информацией о пределах его безопасного применения.

При постоянной и продолжительной эксплуатации талрепы подлежат обязательной поверке, которая производится по технологии, приведённой в ГОСТ 9690-71.

Цена талрепов зависит от их исполнения и грузоподъёмности. Цена муфтных талрепов находится в диапазоне 400…1500 руб., рэтчетов – от 9000 до 16000 руб.

2 ГОСТ и чертежи – разбираем характеристики талрепа

Нужно разумно относиться к выбору приспособления, чтобы оно само не деформировалось. Как правило, помочь определиться с необходимой маркировкой помогут таблицы, которые должны быть у каждого продавца, где в соответствие приведены нагрузка, которую вы планируете возложить на талрепы, размеры и их модель

Также стоит помнить, что видов этих изделий существует несколько, поэтому о функциональности, ожидаемой от покупки, тоже важно подумать заранее

Первое, что важно рассчитать, это диаметр резьбы. Подобно всем винтовым крепежам, мы обнаружим на прилавках, что существует талреп м8, м10, м12, м16, м20, “малютка” м5 и т.д. Причем необязательно, что оба винта будут иметь одинаковую резьбу

Расшифровать данные письмена нетрудно. Так, например, талреп М16 будет иметь диаметр резьбы 16 мм. Но это не все, что придется учесть. Также вы встретите на прилавках талреп Т-30-01, Т-10-01 и др. Такая маркировка отображает разрушающую нагрузку при напряжении в кН, характерную для изделия. То есть, если у вас перед глазами Т-30-01, то именно вторая цифра и отображает этот параметр. Подробнее об этой величине можно найти в ГОСТе, где вы найдете и чертеж, по которому легко освоить параметры и их взаимосвязь

Причем необязательно, что оба винта будут иметь одинаковую резьбу. Расшифровать данные письмена нетрудно. Так, например, талреп М16 будет иметь диаметр резьбы 16 мм. Но это не все, что придется учесть. Также вы встретите на прилавках талреп Т-30-01, Т-10-01 и др. Такая маркировка отображает разрушающую нагрузку при напряжении в кН, характерную для изделия. То есть, если у вас перед глазами Т-30-01, то именно вторая цифра и отображает этот параметр. Подробнее об этой величине можно найти в ГОСТе, где вы найдете и чертеж, по которому легко освоить параметры и их взаимосвязь.

Конструкция и особенности производства

Конструкция этого приспособления довольно проста и состоит всего из двух частей, при этом ее надежности можно только позавидовать. Итак, основными ее элементами являются два винта с резьбой противоположных направлений и скоба-кольцо. Конец одного стержневого крепежного элемента имеет вид крюка, а второго – кольца, что значительно упрощает процесс работы с ним и расширяет область применения. Правда, существуют и иные виды, такие, как талреп кольцо-кольцо или же крюк-крюк, но это отдельная статья.

В основном используют талрепы для того, чтобы натянуть цепь, трос или же канат. Осуществляется этот процесс довольно просто, следует всего лишь вращать скобы кольца, тогда винты благодаря противоположному направлению резьбы начнут двигаться навстречу друг к другу, т. е. закручиваться, тем самым сокращая расстояние между крюком и кольцом и, соответственно, общую длину всего изделия. Так что, как видно, проще механизм придумать будет тяжело. Причем такая простота является одним из главных достоинств, ведь тогда деталь не только легче починить, в случае если она вышла из строя, но и сама вероятность поломок значительно сокращается.

В принципе, изготовление этих деталей не представляет собой ничего сверхсложного. Муфта производится тремя способами: литьем, штамповкой или же ковкой. Она имеет вид вытянутого прямоугольника, углы которого скошены. С торца в середине этой части наносится резьба, как говорилось выше, с одной стороны правая, а с другой – левая.

В качестве материала используют низкоуглеродистые стали, содержание углерода в которых не превышает 0,25 %. С увеличением количества углерода улучшаются прочностные характеристики, а также повышается твердость. Правда, такие изменения негативно отразятся на пластичности материала. Но сами по себе эти стали не могут обеспечить необходимую износостойкость и устойчивость против столь разрушающей коррозии, поэтому на поверхность готовой детали необходимо еще нанести слой цинка.

Данный процесс называется цинкованием и заключается в том, что на металле изделия образуется защитная пленка. Она препятствует проникновению кислорода и тем самым предотвращает процесс окисления. Существует несколько способов нанесения цинка. Один из них – гальванический, когда речь идет об электрохимическом осаждении цинка, пока деталь находится в специальном растворе. Если же защита создается посредством обработки в порошке, то такой вид имеет название диффузионное цинкование. Еще можно нанести на деталь специальный раствор способами, которые применимы при простой покраске. В общем, не столь важен метод, главное, конечный результат – изделие обладает улучшенными характеристиками.

Виды винтовых талрепов

Винтовой талреп состоит из муфт с двумя отверстиями под винты и разными направлениями резьбы. При повороте муфты в одну сторону винты вкручиваются в корпус, в другую – выкручиваются. Благодаря такому принципу работы можно без труда изменять длину приспособления для стяжки.

Корпус муфты может быть открытого или закрытого типа. Закрытый используется в основном в сложных условиях эксплуатации, например, когда возможно обледенение или засорение песком.

Оголовки винтов могут быть в виде:

  • крюка;
  • вилки;
  • шпильки;
  • кольца.

Встречаются и комбинации этих видов – вилка-кольцо,крюк-вилка и др. Наибольшим показателем надежности обладает натяжитель с комбинацией «вилка-вилка».

Нержавеющий или оцинкованный?

Перед выбором талрепа нужно учесть внешние факторы, в которых он будет применяться, а также степень агрессивных воздействий окружающей среды.

Если работа будет происходить в сухом помещении или небольшой промежуток времени на улице, то подойдет оцинкованное изделие. Но если талреп будет эксплуатироваться большую часть времени на улице или в местах с высокой влажностью, то необходимы нержавеющие талрепы закрытого типа из стали А2. На химических производствах, горячих цехах, бассейна и т.д используются талрепы из кислостойкой стали А4.

Что такое вантовые крепления (цепные натяжители)

Цепные натяжители или рэтчеты – это вантовые крепления с захватом в форме крюка. Они используются для крепления цепями больших и тяжелых грузов. Благодаря наличию рычажного или храпового механизма можно создать натяжение большого усилия.

Цепная стяжка достаточно популярна в мире, так как с ее помощью можно зафиксировать крупногабаритные грузы. Этот ручной механизм является надежным и отлично фиксирует груз, который не будет падать во время перевозки или самопроизвольно перемещаться.

Храповый стяжной механизм

Цепной талреп с данным механизмом имеет переключатели вращения и два поворотных крюка, располагающиеся на разных концах конструкции. Принцип работы заключается в том, что при поворачивании рукоятки крюки сходятся, тем самым обеспечивается натяжение цепей крепления.

Достоинства устройства храпового типа:

  1. Простота установки в систему крепежа;
  2. Не требует приложения больших физических усилий во время работы;
  3. Не нужно дополнительно фиксировать рычаг.

Рычажный стяжной механизм

Состоит из 2 поворотных захватных крюков, с помощью которых происходит зацепка крепежной цепи и из эксцентрикового рычага. Натяжение цепей достигается путем воздействия на рычаг, который сам зажимается в тот момент, когда достигает максимального натяжения. Цепь надежно фиксирует рычажный механизм и не дает ему раскрыться.

Плюсы рэтчета данного типа:

  1. Быстрота монтажа;
  2. Простота;
  3. Небольшие габариты;

Разновидности канатных зажимов

В зависимости от способа установки и конструкции зажимы классифицируют как:

  • болтовые;
  • винтовые;
  • клиновые;
  • прессуемые;
  • клыковые;
  • заклинивающиеся.

Все канатные зажимы изготавливаются с соблюдением ГОСТ и DIN

U-образный зажим

Это u-образный болт с резьбой. Резьбовые элементы вставляются в сжимающую конструкцию и во время затягивания гаек трос прижимается к болту.

Трубчатый зажим

Представляет собой зажимы-втулки из алюминия (для обычных тросов) или из меди (для кислотостойких). Для работы в агрессивной среде используют зажимные изделия из нержавеющей стали.

В основном такие зажимы применяют для соединения тросов друг с другом или для устройства петель на концах троса. Трубчатый зажим – разовый несъемный элемент.

Плоский тросовый зажим

Изготавливается из углеродистой стали. Состоит из:

  • прижимной пластины;
  • винтов;
  • гаек с метрической резьбой.

Исходя из количества винтов, различают: одинарный, двойной и тройной зажимы. Принцип работы заключается в том, что по мере затягивания гаек трос зажимается между прижимными элементами.

DIN 1480

Простая конструкция талрепа (фото) — кольца и продолговатый цилиндр и резьба, с разным направлением закручивания. На конце винта предусмотрено место для фиксации стального троса. Это может быть крюк, кольцо, вилка. Цилиндрическая конструкция корпуса бывает открытой и закрытой. В первом варианте резьбовые концы винтов сходятся к центру, при натяжении, во втором, такого не происходит. Закрытый талреп используют на площадках, где есть риск попадания влаги и мусора на резьбу.

Оголовок, выполненный в виде вилки, должен подходит по размерам к отверстию или болту, к которому будет крепиться. При использовании каната, из него легко делается петля, которая фиксируется на вилке. Все должно крепиться впритык, без запаса.

Крюк фиксируется к кольцу или другому приспособлению, которое обеспечит надежное удержание при натяжении. А если ваш оголовок заканчивается кольцом, то вам нужна цепь или другая деталь, которая не вылетит при работе.

Рэтчет — цепной талреп, в котором применяется трещотка, по внешнему виду он отличается от других. Область применения — сведение вместе удалённых объектов, больше он нигде не применяется. Большие габариты, значительно ограничивают его.

Требования к деталям талрепа

ГОСТ 9690-71 предусматривает следующие варианты исполнения муфт талрепов:

Штампованные закрытые муфты. Штампованные открытые муфты. Литые муфты. Сварные закрытые муфты. Сварные открытые муфты.

В талрепах закрытого типа резьбовая часть грузового элемента полностью находится в корпусе муфты. Это считается более безопасным, поскольку при внезапном разрушении захватного приспособления (которое чаще всего случается именно по резьбе) его остатки не разлетаются в стороны. Поэтому предельно допустимое усилие натяжения для закрытых талрепов всегда больше, чем для открытых.

Технология изготовления муфт также во многом определяет возможности талрепа. Так, штампованные муфты (заготовками для которых служат качественные конструкционные стали по ГОСТ 1050 марок стали 20 и выше) являются прочными и надёжными. Это объясняется тем, что макроструктура штампованных изделий не имеет перерезанных волокон, и, следовательно, концентраторы напряжений отсутствуют. То же характерно и для литых муфт, однако структура литого металла – более крупнозернистая, поэтому при прочих равных условиях излом корпуса литой муфты произойдёт быстрее, чем штампованной.

Наихудшей несущей способностью обладают сварные муфты: в зоне сварного шва прочность металла снижается на 20…25% (по этой же причине категорически не допускается восстанавливать разрушенные талрепы сваркой).

Стандарт допускает два исполнения стяжных круглых муфт: со сквозным отверстием посередине корпуса, и без него. В первом случае улучшаются условия для вращения корпуса при затяжке, однако ослабляется сечение муфты. В качестве исходного материала таких муфт используется цельнотянутые стальные трубы по ГОСТ 8734 из стали 25 (в малоответственных талрепах может применяться также дюралюминий и сталь обыкновенного качества Ст.3 по ГОСТ 380).

Для компактности муфтовых талрепов имеет значение диаметр грузовых захватов. В закрытых муфтах он не превышает М42, иначе муфта становится тяжёлой и труднорегулируемой. Муфты открытого типа таких ограничений не имеют.

Талрепные муфты изготавливаются под захваты следующих типов:

ВВ (вилка-вилка). ВУ (вилка-кольцо). УУ (кольцо-кольцо). ГГ (крюк-крюк). ВГ (вилка-крюк). ГУ (крюк-кольцо).

Виды приспособлений для натяжения тросов

Прежде, чем приобретать приспособление для натяжки, необходимо разбираться в его маркировке, а именно: С+С – крюк и крюк, С+О – крюк и кольцо, О+О – кольцо и кольцо. Это наиболее часто используемые, но бывают и другие. Для того чтобы подтянуть или ослабить натяжение, необходимо вращать «кольцо», после чего винты будут двигаться либо к центру, либо от него. Вид инструмента зависит от того, какие работы вы собираетесь выполнять. Оцинкованный инструмент используется в том случае, когда вам требуется большое натягивающее усилие. Грузовой тип применяется тогда, когда необходимо либо натянуть тросы, либо же прикрепить тяжелый груз. Такие приспособления могут достигать веса до 25 кг, а выдержать данный инструмент способен до 90 тонн.

Вид приспособления «крюк-крюк» используется, когда необходимо изменить длину или натяжение цепи или троса, в основном, при установке мачт или антенн. «Крюк-кольцо» также применяется в подобных случаях. На подвижных деталях такого варианта приспособления имеется резьбовая нарезка, благодаря которой можно регулировать длину. Также сейчас появились варианты с использованием современных технологий, применяя которые можно отрегулировать плавность натяжения. Такие инструменты применяются при работах с волоконно-оптическим кабелем. Для того чтобы натянуть провода и тросы под малые нагрузки, можно использовать закрытые инструменты.

В таких случаях нет четкого значения допустимой нагрузки, поэтому ориентироваться необходимо по факту. Также следует помнить, что такие приспособления не используются для несущих конструкций. Вариант «вилка-вилка» очень популярен и применяют его довольно часто. С его помощью можно быстро изменить или отрегулировать натяжение и длину. Однако данный инструмент не применяется для того, чтобы поднимать грузы. Создан он для того, чтобы регулировать подвески, растяжки и страховки. А вот талреп цепной длиннее своих собратьев, он способен захватить два объекта, сравнительно далеких друг от друга, и затем стянуть, придав требуемое натяжение.

Успех работы и правильная эксплуатация талрепа

Силы, которые воздействуют на механизм данного инструмента, не должны вызывать деформации во время нагрузки. Если же это произошло, то натяжение необходимо уменьшить, а части, которые подверглись деформации, надо заменить. Если есть шанс ударной нагрузки или критического режима, то прежде, чем приступить к выполнению работ, необходимо четко выбрать изделие, которым предстоит пользоваться. Допускаемая нагрузка позволительна только по линии оси. Перегрузок быть не должно.

Изделия также не рассчитаны на то, чтобы выдерживать боковые нагрузки. Используемый натяжитель всегда до и после работ необходимо проверять на соответствие нормам безопасности, иначе могут быть недопустимые критические деформации. Если правильно рассчитывать замеры и соблюдать все мельчайшие детали, а также проводить профилактические работы и осмотр состояния инструмента, то он прослужит максимально долгий срок, и вероятность его поломки или деформации сведется к минимуму.

Прежде чем приступить к работам, рекомендуется инструмент промывать бензином, при возможности полировать на войлочном кругу, наносить смазку и прогонять вхолостую. Лучшие смазки в этом случае – с присадкой графита или бисульфата молибдена. Во время работ их рекомендуется проворачивать (достаточно будет двух-трех раз). Если же работа проводится в сложных климатических условиях, где повышена влажность, то не лишним будет проливание пресной воды на механизмы, что позволит смыть соленую воду. Именно эти простые правила лишат пользователя множества проблем, в частности, мучительного раскручивания «залипшего» намертво талрепа.

Таким образом, благодаря универсальному инструменту, вы можете делать как простые работы (натяжение струн, гардин), так и сложные (натяжение канатов или же перенос увесистых грузов без использования дополнительных приспособлений). Также, используя данный механизм, можно добиться лучшего показателя по вертикали, когда будете устанавливать антенну или мачту.

Возможные типовые проявления перекоса секционных ворот с ручным цепным приводом или двигателем:

  1. подъемные ворота перестали подниматься или опускаться;
  2. происходит перекос на одну из сторон;
  3. подъем осуществляется не до конца;
  4. спуск полотна осуществляется не до конца.

Инструкция по натяжению троса ↑

Перед тем как натянуть трос между столбами, следует изучить все правила безопасного использования талрепов – и для процесса установки, и для последующей эксплуатации. Для этого необходимо в первую очередь подобрать подходящий для задачи натяжитель. Воспользуйтесь приведенной ниже таблицей для точного выбора.

Основные этапы и правила работы ↑

Выбрав необходимый талреп, следует действовать с соблюдением следующей технологии:

  1. Протереть натяжитель бензином.
  2. Отполировать его войлочным кругом.
  3. Нанести смазку (с графитовой присадкой/с бисульфатом молибдена).
  4. Прогнать вхолостую.
  5. Провернуть пару раз при монтаже.
  6. При установке с попаданием морской воды – промыть пресной (для предохранения от слипания деталей).
  7. Установить натяжитель для троса, вращая винты в противоположных направлениях до момента достижения эффективного натяжения, когда груз или конструкция будут эффективно зафиксированы.
  8. Если трос окажется перетянут, следует ослабить натяжение, плавно вращая винты в направлении противоположном изначальному.
  9. При необходимости – заменить искривленные детали.
  10. Следить за отсутствием любой нагрузки, кроме осевой.
  11. Периодически проверять качество натяжения троса, занимаясь при необходимости его корректировкой тем же методом, который использовался при первоначальном монтаже.


Натяжение троса

Важные рекомендации и видео ↑

Для таких устройств наиболее важен правильный монтаж, позволяющий при дальнейшей эксплуатации натяжителей уделять им минимальное время на контроль состояния, плановое обслуживание, при сохранении гарантированных качественных характеристик, указанных в сертификационных документах. Следуя всем пунктам вышеприведенной инструкции, вы всегда сможете качественно, надежно натянуть трос без посторонней помощи.

Изучив информацию про талрепы, и разобравшись, что что это такое, для чего применяются и как подразделяются на виды, вы сможете самостоятельно подобрать крепежное устройство для конкретных целей, не рискуя надежностью закрепляемой конструкции.

Начинающим специалистам, желающим повысить свой профессиональный уровень, а также тем, кто применяет самостоятельно крепеж в быту, полезно посмотреть видео с подробностями правильной технологии монтажа для различных типов талрепов.

Видео: Что такое талреп и как он устроен

Советы по эксплуатации

Перед началом использования поверхности механизма желательно промыть бензином, обработать войлочным кругом и протереть графитовой смазкой. Это обеспечит защитный слой и в то же время подготовит резьбу к чистому ходу. Уже в процессе эксплуатации необходимо исключать радиальные нагрузки на талреп. Что это такое? Как правило, это случайные боковые воздействия, на противостояние которым данный механизм не ориентируется. При высоком стороннем напряжении появляется риск деформации муфты и особенно резьбы. После завершения рабочего сеанса необходимо вновь произвести обработку поверхностей талрепа с зачисткой ответственных поверхностей в зоне резьбы.

Требования к деталям талрепа

ГОСТ 9690-71 предусматривает следующие варианты исполнения муфт талрепов:

  1. Штампованные закрытые муфты.
  2. Штампованные открытые муфты.
  3. Литые муфты.
  4. Сварные закрытые муфты.
  5. Сварные открытые муфты.

В талрепах закрытого типа резьбовая часть грузового элемента полностью находится в корпусе муфты. Это считается более безопасным, поскольку при внезапном разрушении захватного приспособления (которое чаще всего случается именно по резьбе) его остатки не разлетаются в стороны. Поэтому предельно допустимое усилие натяжения для закрытых талрепов всегда больше, чем для открытых.

Читать также: Разновидности подшипников и их назначение фото

Технология изготовления муфт также во многом определяет возможности талрепа. Так, штампованные муфты (заготовками для которых служат качественные конструкционные стали по ГОСТ 1050 марок стали 20 и выше) являются прочными и надёжными. Это объясняется тем, что макроструктура штампованных изделий не имеет перерезанных волокон, и, следовательно, концентраторы напряжений отсутствуют. То же характерно и для литых муфт, однако структура литого металла – более крупнозернистая, поэтому при прочих равных условиях излом корпуса литой муфты произойдёт быстрее, чем штампованной.

Наихудшей несущей способностью обладают сварные муфты: в зоне сварного шва прочность металла снижается на 20…25% (по этой же причине категорически не допускается восстанавливать разрушенные талрепы сваркой).

Стандарт допускает два исполнения стяжных круглых муфт: со сквозным отверстием посередине корпуса, и без него. В первом случае улучшаются условия для вращения корпуса при затяжке, однако ослабляется сечение муфты. В качестве исходного материала таких муфт используется цельнотянутые стальные трубы по ГОСТ 8734 из стали 25 (в малоответственных талрепах может применяться также дюралюминий и сталь обыкновенного качества Ст.3 по ГОСТ 380).

Для компактности муфтовых талрепов имеет значение диаметр грузовых захватов. В закрытых муфтах он не превышает М42, иначе муфта становится тяжёлой и труднорегулируемой. Муфты открытого типа таких ограничений не имеют.

Талрепные муфты изготавливаются под захваты следующих типов:

  1. ВВ (вилка-вилка).
  2. ВУ (вилка-кольцо).
  3. УУ (кольцо-кольцо).
  4. ГГ (крюк-крюк).
  5. ВГ (вилка-крюк).
  6. ГУ (крюк-кольцо).

Скачать прайс лист

Талрепы – это высококачественные такелажные изделия. Представленные виды отличаются конструктивными особенностями, размерами, весом, рабочей нагрузкой. Модификация вилка-вилка обеспечивает наивысшую степень надежности грузоподъёмной оснастки. Остальные виды применяются только в быту.

Практическое применение талрепы во многом зависит от их конструкции. Максимальный уровень надежности растяжек и других элементов грузовой оснастки обеспечивается исполнением «вилка-вилка». Для неответственных операций и бытовых нужд применяется «кольцо-кольцо», «крюк-кольцо» или «крюк-крюк». Причем следует помнить, что у последних двух разрушающая нагрузка крюка значительно ниже кольца и корпуса.

Талреп используют для стягивания двух тросов (канатов, кабелей) и выбирания их слабины. Он имеет разные варианты конструкции в зависимости от характера крепления.

Параметры талрепов:

  • Ход талрепа: 75 (мм), 112 (мм), 140 (мм), 168 (мм), 185 (мм), 212 (мм), 148 (мм), 165 (мм), 290 (мм), 308(мм).
  • Резьба: М6, М8, М10, М12, М14, М16, М18, М27, М36, М42, М48, М52, М56.
  • Допустимая нагрузка: 0.1 (тс), 0.3 (тс), 0.8 (тс), 1.6 (тс), 2 (тс), 3.2 (тс), 5 (тс), 8 (тс), 10 (тс), 12.5 (тс), 16 (тс), 20 (тс).

Варианты маркировки:

Обозначая талреп указывают цифрой его допустимую нагрузку, а также тип (ОШ – с открытой штампованной муфтой, ОС – с открытой сварной муфтой, ЗС – с закрытой сварной муфтой ) и вариант исполнения (ВВ – вилка-вилка, ВУ – вилка-ушко, УУ – ушко-ушко, КК – гак-гак, ВГ – вилка-гак, ГУ – гак-ушко).

Нормативные документы:

Например: так к примеру 10 ВВ-ОШ обозначает талреп с допустимой нагрузкой 10 (тс), выполнен в форме вилка-вилка с открытой штампованной муфтой, а 0.8 УУ-ЗС – талреп с нагрузкой 0.8 (тс), в форме ушко-ушко с закрытой сварочной муфтой.

2 ГОСТ и чертежи – разбираем характеристики талрепа

Нужно разумно относиться к выбору приспособления, чтобы оно само не деформировалось. Как правило, помочь определиться с необходимой маркировкой помогут таблицы, которые должны быть у каждого продавца, где в соответствие приведены нагрузка, которую вы планируете возложить на талрепы, размеры и их модель

Также стоит помнить, что видов этих изделий существует несколько, поэтому о функциональности, ожидаемой от покупки, тоже важно подумать заранее

Первое, что важно рассчитать, это диаметр резьбы. Подобно всем винтовым крепежам, мы обнаружим на прилавках, что существует талреп м8, м10, м12, м16, м20, «малютка» м5 и т.д

Причем необязательно, что оба винта будут иметь одинаковую резьбу. Расшифровать данные письмена нетрудно. Так, например, талреп М16 будет иметь диаметр резьбы 16 мм. Но это не все, что придется учесть. Также вы встретите на прилавках талреп Т-30-01, Т-10-01 и др. Такая маркировка отображает разрушающую нагрузку при напряжении в кН, характерную для изделия. То есть, если у вас перед глазами Т-30-01, то именно вторая цифра и отображает этот параметр. Подробнее об этой величине можно найти в ГОСТе, где вы найдете и чертеж, по которому легко освоить параметры и их взаимосвязь.

Условия эксплуатации талрепов и правила работы с ними

После того как нужный натяжитель выбран и приобретен, можно приступать к его установке, а именно:

  1. Обработать все элементы конструкции бензином.
  2. Произвести полировку войлочным кругом.
  3. Смазать подвижные детали.
  4. Вставить винт в резьбу и прокрутить туда-обратно.
  5. Собрать конструкцию с тросом и отрегулировать силу натяжения вращением винта.
  6. Периодически проводить осмотр конструкции и, в случае недостаточного натягивающего усилия, проводить корректировку.

Все указанные виды талрепов по заказу производит ГПО-Снаб. Цена талрепов зависит от их исполнения и грузоподъёмности. Прайс предоставляется индивидуально, по заказу.

Организуем доставку талрепов по всей России: в Москву, Санкт-Петербург, Челябинск, Красноярск, Новороссийск, Читу и другие города.

Как выбрать талреп?

Особое внимание во время выбора изделия нужно уделить такому параметру как максимально допустимая нагрузка. Если талреп используется для фиксации груза в вертикальном положении, то необходим большой запас, примерно 600-900%.

Также важным пунктом является безопасность. Необходимо понимать, насколько надежно канат или трос обхватывают зажим.

ВАЖНО! Типы конструкции с двумя гаками обладают наименьшей безопасностью.

При выборе стоит внимательно изучить маркировку изделия, которая указана на корпусе или техническую документацию, она должна быть у любого сертифицированного продукта.

Помимо нагрузки, нужно учитывать размер элемента. Например, если монтаж будет производиться в стесненных условиях

Обратить внимание нужно и на наличие антикоррозионной защиты.

Перед использованием нужно проверить талреп следующим образом:

  1. Проверить совпадают ли резьбы;
  2. Осмотреть на предмет механических повреждений, деформаций;
  3. Выявить отсутствие трещин, борозд.

ВАЖНО! В комплект обязательно должны входить стопорные гайки. Без них работа талрепа может быть бессмысленной, так как под влиянием нагрузки он будет раскручиваться.

ГОСТы и другие нормативные документы стандартизации

Требования к талрепам отражены в стандартах:

  1. ГОСТ 9690-71 — отечественный стандарт;
  2. DIN 1748, DIN 1480 — европейские стандарты.

Принцип работы и регулировки натяжения

Правильная работа натяжителей должна обеспечивать одновременное вращение двух винтов в противоположных направлениях. Как только натяжение достигает допустимой силы, процесс останавливается. Регулируется натяжение просто. Его в любой момент можно ослабить, не прилагая больших физических усилий.

Требования к деталям талрепа

В конструкциях закрытого типа резьба должна располагаться в корпусе муфты. Такой вариант является безопасным, так как при разрушении захватного устройства оно не разлетится во все стороны. Именно поэтому допустимое значение натяжения для закрытых талрепов больше.

Большое значение имеет технология изготовления муфт. Штампованные муфты обладают большей прочностью. А сварные имеют самую низкую несущую способность.

ГОСТ 9690-71

Согласно ГОСТу 9690-71, существуют такие типы талрепов:

  • ОС — с открытой муфтой;
  • ОЗ — с закрытой муфтой;
  • ОШ — со штампованной муфтой.

Виды исполнения талрепов:

  • ВУ — вилка-ушко;
  • ВВ — вилка-вилка;
  • УУ — ушко-ушко.

Талрепы, изготовленные по ГОСТу 9690-71 применяется на кораблях и других плавучих средствах. ОШ детали изготавливают из углеродистой стали, в таких исполнениях:

  • ВУ — вилка-ушко;
  • ВВ — вилка-вилка;
  • УУ — ушко-ушко;
  • ВГ — вилка гак;
  • ГГ — гак-гак;
  • ГУ — гак-ушко.

ОС талрепа выполняются из магнитных и углеродистых сталей и идут в таких исполнениях:

  • ВВ — вилка-вилка;
  • УУ — ушко-ушко;
  • ВУ — вилка-ушко.

ЗС талреп изготавливают из сталей с высоким содержанием углерода и в двух видах:

  • ВВ — вилка-вилка;
  • ВГ — вилка-гак.

Для защиты от трения на поверхность трущихся элементов наносится графитовая смазка. Согласно ГОСТу, для фиксации положения ушей (вилок) используются гайки. Главное предназначение детали — усиление линейного натяжения. Запрещено использование для подъёма грузов. При задействовании талрепа на муфте не должно быть свободных витков.

Это интересно: Гибочный станок для арматуры своими руками: чертежи, фото, видео

Как сделать зажимы для троса своими руками

Бывают ситуации, когда двигатель в автомобиле заглох и, несмотря на все усилия, не заводится. Тогда машину придется отбуксировать к ближайшей станции технического обслуживания. Качество тросов, которые продают на заправках, оставляет желать лучшего, поэтому в этой ситуации лучше всего изготовить его своими руками.

Для этого понадобится любая толстая веревка. Она должна быть достаточно большого диаметра, чтобы не порваться при буксировке, и хорошей гибкости, чтобы образовать петлю. Также нужна будет металлическая трубка, способная гнуться без разрывов, лучше, если она сделана из алюминия. Внутрь трубки просовывается веревка так, чтобы она выходила с другого конца примерно на 10-15 сантиметров. Далее трубку с веревкой гнут в дугу, концы сплющивают молотком или кувалдой и скрепляют саморезами по металлу по всей длине прилегания конца веревки к ее телу.

Подробнее о том, как правильно сплющить трубку, в этом видео:

Если необходимо разобраться, как закрепить тросик детских качелей, то можно действовать по приведенной выше инструкции, так как технология изготовления петли ничем не отличается от выполнения аналогичной для автомобильной оснастки.