«я работаю в сандуновских банях» сотрудники старейших московских бань

Бани

Бани представляют собой огромное помещение в кафеле, по периметру которого стоят кушетки. В центре у окна, располагается небольшой подиум, на котором раньше стояли три ванны (роскошь для тех времен). Сегодня же, там расположены несколько мраморных кресел и стол. За мраморным столиком снималась одна из сцен с Бодровым младшим в известном фильме «Брат 2». .
Интересный факт, что шайки в дворянских Сандунах были из мельхиора. Когда в начале 20-го века в Сандунах устроили день открытых дверей, Москвичи приняли мельхиоровые шайки за серебряные, а латунные краны умывальников – за золотые. Оттуда и пошла легенда, что в Сандунах богатые моются в серебряных тазиках, а вода льется из золотых кранов. Кстати, посмотреть сами парные нас не впустили — они были закрыты на замок.

Роковая любовь и императорские бриллианты

Именно в этот момент и начинается история Сандуновских бань, причем история на редкость романтическая. Императрица Екатерина любила театр, особенно оперу. А на сцене придворного театра «Эрмитаж» в конце 80-х годов XVIII века блистала юная Елизавета Уранова (Федорова)

Кроме потрясающего меццо-сопрано и драматического таланта Уранова была наделена удивительным очарованием, что привлекло к ней внимание могущественного вельможи графа Александра Безбородко, слывшего одним из самых знаменитых ловеласов той эпохи

Действительный тайный советник и статс-секретарь не стеснялся в методах и не жалел средств, но юная певица была неприступна. Не помогли даже уговоры директоров театра, которые хотели оказать услугу царедворцу. Когда же ухаживания стали совершенно несносны, Уранова упала в ноги императрице и рассказала, что не может уступить графу, поскольку без ума любит другого. Сентиментальная Екатерина была так растрогана, что лично взялась устроить свадьбу влюбленных, подобрала Лизоньке платье из своего гардероба и одарила великолепными бриллиантами. Венчание состоялось 14 февраля 1791 года в придворной церкви в присутствии самой императрицы.

Уходим в пар-6

Интерьер Сандуновских бань

Фото: РИА Новости/Ксения Сидорова

Избранником же Урановой оказался известный актер Сила Сандунов. Настоящее имя его было Силован Зандукели, и происходил он из старинного и благородного грузинского рода. Его предки приехали в Россию вместе с царем Вахтангом VI еще в правление Петра Великого и с тех пор верно служили русской короне. Силован получил хорошее образование, но увлекся сценой и вскоре стал премьером московского Петровского театра, который стоял на месте нынешнего Большого. Вскоре талантливого артиста пригласили в придворный театр, где он и познакомился с Лизонькой Урановой. И хотя за юной красавицей волочилась половина Петербурга, она отдала свое сердце красавцу-грузину.

Екатерина вскоре умерла, а ее сын Павел не только возвратил опального Безбородко ко двору, но сделал его канцлером и светлейшим князем. Чете Сандуновых ничего не оставалось, как покинуть столицу и переехать в Москву, подальше от капризного императора, недолюбливавшего всех, кто удостоился хотя бы малых милостей ненавидимой им матери.

Чтобы меньше зависеть от превратностей актерской судьбы (тут как раз Петровский театр сгорел), решено было вложить сбережения в какое-то прибыльное дело. Сначала речь шла о строительстве доходных домов и магазинов, но потом Сила увлекся идеей строительства роскошной бани. Местом выбрали престижный район реки Неглинки, которую незадолго до этого убрали в трубу.

Уходим в пар-5

Сандуновские бани

Фото: ИЗВЕСТИЯ/Константин Кокошкин

Сандунов серьезно подошел к делу и специально изучал банное искусство. Он побывал во всех московских банях, изучил все банные уставы, собрал отзывы завсегдатаев. Он решил сделать бани не простонародные, а элитные, в которые не стыдно было бы ходить представителям высшего московского общества. В 1808 году первые Сандуны открылись для посетителей.

Владимир Гиляровский, «Москва и москвичи»

Бани у Силы Сандунова получились на славу. Гиляровский уверяет, что в них любили бывать Денис Васильевич Давыдов и Александр Сергеевич Пушкин. Сам писатель, естественно, видеть этого не мог, но ссылается на рассказы ветеранов-завсегдатаев. А вот семейное счастье Сандуновым сохранить не удалось, и, говорят, виной тому тоже стала баня: Сила записал собственность на себя, хотя средства вложил общие. Елизавета Семеновна обиделась и уехала в столицу. Другие источники уверяют, что к размолвке привело неуемное влечение горячего потомка грузинских князей к слабому полу. Сила завещал бани своей «воспитаннице» (так деликатно именовалась любовница) и их общему сыну, потом был долгий суд с Елизаветой Сандуновой. Бани стали сдавать внаем, хотя былой славы они не потеряли и в последующие полвека.

История создания Сандуновских бань

На одном из спектаклей Лизетта кинулась в ноги императрицы и рассказала свою историю о разлуке с возлюбленным. Екатерина приняла решение Сандунова вернуть, а молодых поженить. Своей любимой актрисе императрица подарила целую шкатулку драгоценностей. Молодые переехали в Москву, купили домик на берегу Неглинки. В то время в районе реки земли считались не престижными, поэтому молодоженам жилье обошлось недорого. А в качестве соседей достались дворники и звонари (сложно сейчас это представить, правда?).

В декабре 1802 году началась запись в Английских клуб, но Сандунову отказали во вступлении, из-за плохой репутации. Тогда Сила Николаевич решил вложить деньги в семейный бизнес. Подумав, чего не хватает в Москве, он решается построить бани для дворян. Впоследствии, здесь бывал весь Английский клуб, вся «Пушкинская» и «Грибоедовская» Москва, как напишет Гиляровский..

Весь 19-й век бани переходили из рук в руки. В 1869 г. бани приобрел деревянщик Иван Григорьевич Фирсанов и сдал их в аренду за 25 тысяч рублей в год Петру Ивановичу Бирюкову, выбившемуся в купцы из простых банщиков. В 1890 г. дочь Фирсанова, унаследовавшая бани, отказывает в аренде Бирюкову и «продает» их своему мужу А.Н.Ганецкому. Корнет Ганецкий, муж Фирсановой, предлагает перестроить бани. Он съездил в Европу, собрал все банные тенденции тех времен, и построил банный дворец, где каждый зал был оформлен в разных стилях. Надо ли говорить, что новые бани имели колоссальный успех?

Вскоре после постройки Ганецкий умудрился проиграть Сандуны в карты. Вера Ивановна выплатила долги и предпочла развестись, дав мужу отступные.

Омовенье, а не мученье

Спор о том, какая страна является родиной настоящих бань, ведется уже не одно столетие и, видимо, не завершится никогда. Очевидно, что изначально люди использовали для мытья пресную воду, а там, где в силу разных причин ее не хватало, человек научился очищать кожу посредством искусственной стимуляции потоотделения. Проще говоря, мыться с помощью пара и пота.

Наверное, самое раннее из дошедших до нас упоминаний бани относится к эпохе античности — Геродот писал, что скифы использовали передвижные бани-шатры. В центре такого сооружения раскладывали костер, обложенный большими валунами. Когда камни накалялись добела, дымящиеся поленья убирали, отверстие дымохода закрывали, а камни поливали водой либо травяными настоями. Получалось подобие передвижной парной. Судя по тому, что греческий историк писал об этом с некоторым удивлением, в эллинском мире такой способ мытья тогда не практиковали. Впрочем, пройдет всего несколько веков, и знаменитые римские термы станут неотъемлемой частью быта всего цивилизованного мира.

Уходим в пар-7

Действующие бани Kral Kızı времен Римской империи в турецкой провинции Йозгат включены в список Всемирного наследия ЮНЕСКО

Фото: yozgat.ktb.gov.tr

В наших краях мраморных терм не строили, но искусство парения знали отлично. Первоначально бани устраивали в землянках, потом в срубах. За честь именоваться родоначальниками могут поспорить балтские и угро-финские народы, населявшие территорию северо-восточной Европы, а вот пришедшие туда в середине первого тысячелетия славяне вряд ли были знакомы с парными. Такой вывод можно сделать исходя из того, что другие ветви славян (южные, западные) и в более позднее время бани не культивировали.

Не исключено, что какую-то роль в распространении парных бань сыграли и викинги, которые традиционно строили похожие на наши бани басту. Так или иначе мы можем констатировать, что среди славянских племен, населявших территорию современных России и Белоруссии, банное искусство прижилось и вскоре стало своего рода национальной традицией. В отечественных письменных источниках баня впервые упоминается в «Повести временных лет», причем в нескольких эпизодах, например в легенде о путешествии апостола Андрея Первозванного в Новгород:

«Повесть временных лет». Подготовка текста и перевод Д.С. Лихачева

Уходим в пар-9

Мужчины окунаются после бани в проруби реки Великая в городе Остров Псковской области

Фото: РИА Новости/Константин Чалабов

К окончанию Средневековья русская баня прочно занимает положение одной из главных достопримечательностей Московии и важного звена национальной самоидентификации. Для русских это была и повседневная необходимость, и наслаждение, и лекарство, и предмет для гордости, что просматривается во множестве сообщений иностранцев, гостивших на Руси в XVI–XVII веках

Больше всего их поражала способность русских терпеть высокую температуру, непонятная им любовь к битью вениками, а также то, что в общественных банях женщины мылись вместе с мужчинами, причем все ходили обнаженными. Это совершенно не смущало русских, но казалось европейцам верхом неприличия.

Иван Грозный в 1551 году, Алексей Михайлович в 1643-м, правительствующий Сенат спустя столетие и Екатерина Великая в «Уставе благочиния» 1782 года пытались запретить совместное посещение бань, но уже из того, что происходило это регулярно, становится понятно, что успеха запреты не имели.

В городах существовали как частные семейные бани, так и общественные «торговые» — считается, что в Москве они получили распространение в конце XVI века при Борисе Годунове. Строили бани по берегам рек, прежде всего вдоль Москвы и Неглинки. На берегу стояли «журавли» с помощью которых посетители сами набирали воду, а после парилки люди прыгали прямо в реку или купались в снегу. Стоит отметить, что вода в реках в черте города вряд ли отвечала даже минимальным санитарным нормам, но в те годы это мало кого останавливало.

Уходим в пар-8

Картина Фирса Журавлева «Девичник в бане», 1885 год

Фото: commons.wikimedia.org

Ситуация стала меняться лишь при Екатерине II. Эпидемия чумы 1770 года и последовавший за ней бунт в Москве вынудили власти регламентировать некоторые аспекты городского хозяйства. Появились первые общественные больницы, кладбища были вынесены за черту города, началось строительство канализации и первого в Москве Мытищинского водопровода. Пришла пора для перемен и в банном царстве.