Благоустройство и озеленение территории школы: о чем важно помнить

Оглавление

Варианты планировки участка

Существует множество вариантов планировки, среди них выделяют:

  • прямоугольные площадки. Для школьного участка их можно считать беспроигрышным вариантом, поскольку такое пространство легко будет зонировать, подразделять на отдельные секции, организовывать оригинальную геометрическую композицию;
  • круглые площадки предполагают использование зеленых насаждений, газона, оригинальных цветников, они также уместны на школьной территории;
  • диагональная планировка предполагает организацию диагональных параллелей, с помощью которых можно визуально расширить на участке пространство;
  • при свободной планировке допускается использование первозданного рельефа пришкольного участка

Внимание! Вариант свободной планировки нужно использовать аккуратно, чтобы территория не лишилась ландшафтной привлекательности и оригинальности. Это интересно: Монолитный гараж своими руками — изучаем основательно

Это интересно: Монолитный гараж своими руками — изучаем основательно

Деревянный декор

Для дизайна сада на даче отлично подойдёт доступное и простое в обработке дерево. Из этого сырья создают настоящие произведения дачного искусства.

Такие конструкции могут нести исключительно декоративную или дополнительную практическую функцию.

Функциональным предметом декора может стать беседка, скамейка, ограждение или мост.

Декоративные элементы, выполненные из дерева, относятся к проявлению деревенского стиля, замечательно подходящего для загородного ландшафта.

При выборе оформления сада на участке не упустите из виду такую деталь, как колодец. Он может быть действующим или использоваться под клумбу.

Такое решение смотрится очень живописно и необычно. Примеры декоративных деревянных сооружений в своём удивительном многообразии представлены на фото.

Дорожки

Все функциональные пристанища должны быть связаны между собой тропинками. Не стоит чертить их по линейке, забавная изогнутость этих элементов дизайна придаст дополнительный простор, но и слишком увлекаться зигзагами не следует: в таком случае велико желание срезать путь по прямой.

Самые простые стежки можно сотворить из:

  • Песка;
  • Гальки;
  • Опилок.

Немного сложнее, но более практично станет создание дорожек из:

  • Кирпича;
  • Тротуарных или бетонных плиток;
  • Камня.

Необычно будут выглядеть травяные дорожки, но они требуют регулярного ухода.

Обрамлением прохода могут служить нарядные изгороди или цветочные бордюры.

Резюме

Как видно, школьный участок может быть оформлен с применение различных растений и идей. Но все это не будет существовать долго, если не проводить соответствующего воспитания, которое подразумевает правильное отношение к растениям и к тому, что окружает каждого

Важно развивать самосознание и организованность, которые будут побуждать каждого лично прилагать усилия для ухода за растениями и за пришкольным участком. В первую очередь это будет проявляться в бережном отношении и в отсутствии желания мусорить

Ландшафтный дизайн пришкольного участка является отличной возможностью приобщить подрастающее поколение к природе, научить школьников ценить ее красоту и уникальность.

Ландшафтный дизайн участка — это не только возможность самовыражения, но и полноценное общение с первозданной живой природой. Та территория, которая располагается в непосредственной близости к зданию школы, должна быть красивой, поэтому в настоящее время во многих образовательных учреждениях возрождается традиция работы на приусадебных участках в летних трудовых лагерях.

Независимо от того, какие размеры имеет пришкольный участок, у каждого ребенка есть возможность реализовать здесь свои творческие идеи и оригинальные задумки.

Зона отдыха

Современные школы предусматривают наличие и такого участка на территории. Участков может быть несколько. Часто их располагают равномерно по всей территории, чтобы ученики могли найти место каждый для себя. Обычно такие участки соединяются между собой посредством аллей. Для зон отдыха можно использовать различные растения, в которые входя и кустарники. При этом нет требования, чтобы они были одной высоты, т. к. особая строгость для участка не требуется. Его задачей является не настроить на серьезность, а позволить перевести дух перед следующим занятием или настроится на другой лад по окончании учебы. Для зон отдыха используется газонная трава, которой засеваются участки между кустарниками. Правильным решением является использование различных ярких декоративных растений.Обязательно должны присутствовать скамейки. Так как обучение в школе проходят дети различных возрастных категорий, то на таких участка не рекомендуется использовать различные арки, треноги или опоры, т. к. они могут стать причиной получения серьезных травм.

При этом разрешается размещение различных скульптур на таких участках. Окружать такие участки для отдыха, а также аллеи, которые их будут соединять могут сосны, вязы, тополя и липы. Высаживать их стоит на таком расстоянии, на котором это позволяют сделать кроны. Если в планах поддерживать небольшую высоту крон и постоянно ее формировать, то можно высадить ростки через каждые три метра. На клумбах, которые будут расположены с участками для отдыха стоит высаживать цветы, которые не особо прихотливы к уходу, а также устойчивы к засухам. В этой роли подойдут цинерарии, сальвии, бессмертники и цинии. Под деревьями также могут быть организованы клумбы, на которых себя будут хорошо чувствовать цветы, которые любят быть в тени. К ним относятся фуксии, астильба и барвинок. При должном уровне сознательности учеников на солнечных участках могут быть обустроены альпийские горки с подходящими растениями. Если где-то на территории есть бетонные заборы, которые не имеют особой привлекательности, то участки рядом с ними можно засадить плетущимися растениями. Видео о проекте озеленения школьного двора есть ниже.

Совет! В работах по оформлению таких участков можно задействовать учеников. С одной стороны, это вовлечет их в процесс, а с другой, побудит больше ценить проделанную работу, что продлит срок существования растений и строений. Совместный труд также приводит к взаимопониманию и выручке.

Озеленение

Как показывают фото ландшафтного дизайна участка территория не может обойтись без зелени. С этой задачей справляются деревья, кусты, овощи, но, чтобы сделать территорию более ухоженной и праздничной, применяются:

  • Рулонные и посевные газоны.
  • Всевозможные цветники. Их можно поместить в шины, корзинки, ненужные ведра, разбить на земле, украсив оригинальными цветущими или зелеными парапетами, создать альпийские горки или рокарии, вырастить прелестные розарии. Аккуратные клумбы чаще всего располагают при входе, около дома или беседки, на свободных местах, лужайках, около бассейнов и прочих водоемов.
  • Вертикальные клумбы и лианы. Подобные элементы сыграют роль украшения при недостатке места, а также для декорирования построек, оград, арок, создания живых стен и кабинетов. Вертикальным способом можно выращивать даже полезные ягоды и овощи. Например, клубника и горох прекрасно будут чувствовать себя в контейнерах, установленных на стене или на лестнице.

Непривычно смотрятся сухие ручейки и озерки из почвопокровных растений, горшечные клумбы.

Дизайнерские стили

Для того чтобы определиться с теми основными элементами, которые будут присутствовать на пришкольной территории, отметим основные направления, существующие в настоящее время в ландшафтном дизайне.

Классический стиль предполагает использование четких геометрических линий, его примером является оформление территории вокруг Екатерининского дворца под Санкт-Петербургом.

Пейзажный стиль, напротив, не нуждается в подборе строгих геометрических линий. В нем приветствуется сохранение первозданного «свободного» ландшафта на декорируемом участке.

Самым распространенным ландшафтным направлением, выбираемым педагогами для декорирования пришкольных территорий, является кантри. Сельский стиль не предполагает каких-то существенных материальных затрат, к тому же нет необходимости осуществлять постоянный уход за обновленным школьным садом.

Архитектурный стиль предполагает акцентирование внимания на разнообразные декоративные постройки на пришкольной территории.

Совет! Среди таких малых архитектурных форм на участке рядом со школой, вполне можно рассматривать удобные скамейки для отдыха, мощеные площадки для обучения фигурному вождению велосипедом.

Идеи для архитектурных рельефов могут предложить сами школьники, их родители, а также педагоги, которые будут выступать в качестве руководителей дизайнерских групп.

При желании можно воспользоваться при декорировании школьной территории, даже некоторыми идеями из японского стиля: организовать небольшой водоем, оформить клумбы большими камнями.

Спортивные площадки

Спортивная площадка является следующей зоной пришкольного участка, которая требует правильного планирования. Многое зависит от того, что именно находится на этой территории возле школы. Чаще всего площадки для игры в баскетбол, футбол или волейбол покрываются асфальтом или имеют грунтовое покрытие. Редким исключением является наличие специальных резиновых покрытий. Такие участки должны быть максимально закрыты от ветров. Чтобы этого добиться, необходимо обсадить их деревьями, которые имеют пышные кроны. К таким растениям можно отнести клены, липы, каштаны и другие

Дополнительно такие растения создадут тень на участке, что особенно важно в жаркие весенние и осенние дни при физических нагрузках

Обратите внимание! В некоторых случаях спортивная площадка участка возле школы является и основной для проведения различных торжеств. В этом случае все спортивные снаряды располагаются по периметру, чтобы не загромождать основное пространство

Правило в отношении деревьев не изменяется, т. к. этот участок чаще будет задействован для проведения занятий спортом.

Общий стиль

Существует значительное количество ответвлений и направлений, которые могут быт реализованы в ландшафтном дизайне, все их можно отнести к двум основным группам:

  • произвольной;
  • регулярной.

Первая представляет собой уникальные и эксклюзивные решения для участков, которые могут быть реализованы в самых смелых вариантах. Но такой стиль оформления больше подходит для частных участков. Школа является государственным заведением. Это означает, что на пришкольном участке должны соблюдаться определенные формальности. Именно в этом случае подходит регулярный стиль. Проявляется он в четких линиях и симметрии. Геометрические формы, в которых выполняются грядки или осуществляются насаждения чаще всего правильные и призваны к тому, чтобы настроить детей на спокойный лад и восприятие новой информации.

Для реализации регулярного дизайна на пришкольных участках подходят солитерные посадки. Они проявляются в высадке одиночных растений или групп растений, которые придают строгости определенному участку. Такой подход важен, чтобы каждый, кто посещает школу, понимал, для какой цели он здесь присутствует. Более свободный стиль допускается для уголков во дворе, которые предназначены для свободного времяпрепровождения. Это касается больших перемен или периодов после окончания занятий. В этом случае можно использовать черты азиатского стиля, кантри и голландского. При этом большую работу необходимо произвести по подбору растений. Они должны сохранять свой внешний вид на протяжении всего года, а также иметь гипоаллергенные свойства.

Нюансы проекта озеленения школьной территории

Прежде чем утверждать проект на благоустройство территории школы, обратите внимание на следующие пункты, которые важно учесть:

  1. Дети, гуляющие на школьном дворе должны быть хорошо видны с крыльца школы и иных площадок, с которых предполагается ведение надзора за ними.
  2. Деревья и кустарники, посаженные в непосредственной близи здания школы или веранд, могут угрожать безопасности детей, а также послужить укрытием для вандалов. Зоны риска лучше засадить растениями почвопокровного вида. Убедитесь, что зеленые насаждения не закрывают охранное освещение.
  3. Цветы и газонная трава нуждаются в солнечном свете, сажать их в местах постоянного затенения нельзя. Помимо этого, планируя  благоустройство и озеленение территории школы, продумайте водоснабжение участков с растительностью. Предпочтение следует отдать автоматической системе полива.
  4. Не планируйте посадку больших деревьев вблизи школьного здания, они могут перекрывать доступ дневного света в классные комнаты.
  5. Наибольшей гармоничности можно будет добиться, высадив кустарники и почвопокровные растения одного вида.
  6. Мульчирование цветников и декоративных групп облегчит уход за школьными посадками, значительно уменьшив разрастание сорных растений.
  7. Ориентируйтесь на ширину газонокосилки, сажая деревья и кустарники. Растения, ограждения, мощеные дорожки и здания не должны мешать ее продвижению.
  8. Выбирайте для посадки наиболее подходящие вашему климату, зимостойкие, выносливые и легкие в уходе растения.
  9. Крупные деревья необходимо сажать на достаточно большом расстоянии друг от друга.
  10. Продумайте, кто будет обеспечивать регулярный уход за растениями, проводить их своевременную подкормку, полив, обрезку.

Украшаем класс шарами

Вот какие элементы, на мой взгляд, подойдут больше всего:

Гелиевая цепочка. Это леска, к которой крепятся на некотором расстоянии друг от друга шары с гелием. Получается своеобразная «радуга», которую можно разместить над доской, протянуть в разных направлениях над партами детей. Цепочки можно развесить параллельно друг другу, можно натянуть от углов с перекрещиванием в центре.

Одиночные крупные цветы. Их достаточно просто сделать из 4-5 крупных шаров (располагаются в одной плоскости и крепятся на двусторонний скотч к доске, стенам или окнам). В центре можно сделать сердцевину из небольшого шарика контрастного цвета. Самое сложное — надуть «лепестки» одинакового размера :-). Иногда цветы делают объемные (две заготовки разного размера просто накладываются друг на друга).

«Фонтаны» из шаров. Они тоже бывают разные. Если сплести «тумбу» в половину человеческого роста, а потом прикрепить 5-7 шаров с гелием, получится монументальное сооружение. Такие колонны хорошо смотрятся у входа с внутренней стороны класса и по сторонам от доски. Стоимость такого украшения для класса зависит от высоты тумбы и количества шаров с гелием. Можно сделать верхушку из одного фольгированного фигурного шара (самолетик, собачка и т.д.)

Букеты из шаров. Это связки из нескольких шаров с гелием, привязанных к небольшому грузику (это тоже шарик, слегка наполненный водой или песком). Такое украшение хорошо выглядит на учительском столе у окна, всегда попадает в фотокадр. Обычно используют от 3-х до 10 шаров. Иногда вижу на фотографиях в классе 1 сентября одиночные шары с грузиком на каждой парте. Идея плохая… Отвлекает детей и прилично закрывает обзор. Лучше использовать учительский стол и подоконники.

Шары с ленточками «под потолок» по количеству детей в классе. Эффектно! К ленточке можно привязать маленькую открыточку. В конце классного часа отдаем детям шарики, чтобы каждый мог нарисовать на открытке свою мечту. Запуск шаров в небо 1 сентября — эмоциональное зрелище.

Солнце и облака. Это тоже симпатичный прием, многим нравится. Делаются связки из 8-10 белых и голубых шаров (без гелия), которые свисают с потолка в нескольких местах. Эффект облаков. На ниточках привязывают капельки из бумаги или маленькие шарики. Кстати, вполне можно устроить «дождь» из букв и цифр… Солнышко делается из крупного шара-смайлика (там есть специальные крепления для лучей) или плетется из тонких шаров-колбасок.

Игрушки. Это маленькие фигурки из тонких шаров, которые могут украшать подоконник во время классного часа. Собачки, самолетики, жирафы, бабочки, цветочки. Пусть украшают класс, потом дарим детям. Тех, кто сделает такие подарки для детей, вы легко найдете в интернете в своем городе или районе. Кстати, если у вас подвесной потолок, можно прикрепить эти игрушки к металлическим решеткам на разной высоте. Очень здорово выглядит!

Центральная часть двора

Чтобы было проще производить планирование и ландшафтный дизайн, необходимо разделить школьный двор на функциональные зоны или участки. Одной из них является центральная часть. Чаще всего она предназначена для проведения различных торжеств и сборов, например, линеек на случай первого или последнего звонка, а также для поздравления важных персон. Чаще всего эта площадка имеет прямоугольную или квадратную форму. Для нее необходимо использовать растения, которые будут только подчеркивать эти линии. Например, если по периметру участка расположены клумбы или участки земли, то на них неплохо было бы расположить невысокие кустарники, которые будут аккуратно подстрижены в общий стиль с площадкой. На эту роль подойдет такие растения, как буксус (самшит), бирючина, кизильник, спирея и другие

Если климат подходит, то можно высадить кусты можжевельника, которые важно постоянно формировать

Хвойными растениями также можно подчеркнуть пришкольный участок, который предназначен для выступлений. В этом случае можно высадить высокие растения на фоне, что позволит оттенить участников сборов. Дополнительной пользой от таких растений будет компенсация порывов ветра, который может задувать в микрофон или срывать различные декорации со сцены. Требуется постоянный уход по уборке засохших веток.

Проект озеленения школы

Важным пунктом в проекте благоустройства территории школы является ее озеленение.

Цели озеленения пришкольного участка, кроме декоративных, могут быть и следующими:

  1. озеленение школьной территории для создания комфортных условий (защита от ветра, солнечных лучей и посторонних любопытных глаз);
  2. экологическое озеленение школы (позволяет поддержать популяцию птиц и мелких животных, высаживая на пришкольных участках характерные для вашей местности и привычные им виды растений);
  3. озеленение территории школы с целью выращивания плодовых культур с последующим сбором урожая (можно разбить яблоневый сад и поить детей осенью компотами из собственных фруктов).

По периметру пришкольной территории можно запланировать создание живой изгороди в виде деревьев и кустарников. Такое дизайнерское решение поможет защитить педагогов и учеников школы от шума и пыли, поспособствует созданию особых микроклиматических условий на территории школы.

Если на вашем школьном дворе отсутствуют беседки или веранды, и вы не планируете их постройку, предусмотрите посадку крупных деревьев и кустарников, способных смягчать воздействие солнечных лучей и создавать естественную тень.

Крупные деревья и кустарники стоит использовать и для защиты спортивной площадки от ультрафиолетовых лучей и жаркого солнца, особенно, если на ней установлено спортивное или игровое оборудование.

Добавить зеленые насаждения, создающие теневое укрытие для игроков и зрителей, рекомендуется и в зоны баскетбольной и волейбольной площадок, теннисного корта, если они имеются. Сажайте деревья, учитывая величину их корневой системы, приблизительно в 10 метрах от площадок.

По периметру футбольного поля сажайте деревья, имеющие густую крону. А вот использовать кустарники с плотной листвой не рекомендуется, дабы не создавать удобных уголков для укрытия неблагонамеренных лиц.

Открытые свободные площадки необходимо засеять газоном, замостить или выложить специальным покрытием. Не забывайте, что для здорового роста газонной траве необходимо солнце. Если это условие не может быть соблюдено, остановите свой выбор на специальном покрытии (например, имеющем в своей основе резиновую крошку).

Особое внимание следует уделить главному входу в школу. Здесь будет самое место красочным цветникам, изящным клумбам и декоративным группам растений

Проект школьного двора

Оформление пришкольного участка не является чем-то новым. Этим активно занимались все дети под руководством учителей и мастеров во времена СССР. Со временем такая инициатива сошла на нет и больше внимания стало уделяться чистоте, а не внешнему виду участков и клумб вокруг школы

Традиции возвращаются и внимание снова уделяется тому, как оформлены участки на пришкольной территории. Школы, которые сдаются в эксплуатацию сейчас, уже имеют благоустроенные и продуманные участки в плане дизайна

Но это не избавляет от необходимости что-то делать на участке, т. к. со временем пришкольный участок приходит в негодность в силу разрастания сорняков и даже культурных растений. Все имеет свой срок службы, поэтому постройки ветшают, а композиции теряют свой вид. С годами меняется коллектив и ученики, что приводит к приходу новых веяний и настроений.

Все это говорит в пользу того, что необходимо что-то делать, чтобы поправить ситуацию. Иногда пришкольный участок требует кардинального вмешательства. Проявляется оно не только в обновлении растений на участке, но иногда и к кардинальному изменению формы участка или даже к их новому разграничению. Такое вмешательство делается не на один год, поэтому требуется хорошее планирование, чтобы внешний вид участка оставался при постоянном, но минимальном уходе. Невозможно осуществить задуманного без особого проекта, который составляется для конкретного участка. Почерпнуть идеи для участка можно не только у профессиональных дизайнеров, но и у тех, кто чаще всего посещает школу – учителей и учеников. Чтобы сделать это, необходимо произвести анонимный опрос, в котором каждый сможет выразить свои пожелания в отношении участка. Чтобы результаты было проще рассортировать, можно задать определенные границы рассуждениям, создав опросник. Но если требуются действительно свежие идеи, тогда лучше позволить выразиться самостоятельно. На анализ уйдет больше времени, но оно того стоит. В согласии с полученными сведениями будет проще составить конкретный план действий для пришкольного участка.

Это интересно: Газовый двухконтурный настенный котел «BAXI»

Специфика современного ландшафтного дизайна на школьной территории

Школа является тем местом, где дети получают не только интеллектуальные навыки, но и учатся бережному отношению к окружающей среде, общению с другими людьми.

Ландшафтный дизайн пришкольной территории является одним из воспитательных приемов, используемых педагогом для формирования в подрастающем поколении чувства патриотизма.

Оформлением территории около школы ребята активно занимались во время существования Советского Союза, работая в специальных трудовых отрядах. К сожалению, традиции советской школы были утеряны после распада СССР, и долгое время не шло даже речи о проведении ландшафтного дизайна школьного участка

В наше время постепенно школы пересматривают свое отношение к декорированию своих земельных участков, снова стараются уделять внимание облагораживанию пространства, расположенного вокруг образовательного учреждения

 Совет! Вполне можно подобрать для школьной территории вариант альпийской горки, чтя климатические особенности облагораживаемого региона.

Совет! На одной территории можно выделить сразу несколько зон, распределить их между отдельными классами, чтобы дети могли подобрать свой определенный ландшафтный стиль.

Интересные идеи для детских беседок

Классические большие навесы

Не застал времена раннего СССР, но вроде такие большие навесы были всегда.

С трёх сторон площадка огораживается профнастилом или поликарбонатом, иногда разрисовывается в интересные цвета, после чего дети могут спокойно там играть в любую погоду.

Именно в детских садах можно наблюдать такие постройки. Ребятня постоянно там суетится во время прогулок.

Домики

Частенько на детских площадках можно встретить деревянные домики, выкрашенные в желто-синий цвет. Раньше их делали из фанеры, сейчас, возможно, используют ДСП (древесно-стружечная плита) либо и вовсе прекратили производство.

С безопасными изгибами

Домик представляет из себя небольшую беседку буквально 1 на 1 метра, куда ребёнок может залезать и вылезать по своему желанию.

Иногда постройка оборудуется развивающимися кольцами и шариками, которые необходимо двигать по металлическим трубочкам.

Машинка, паровозик

Прикольно можно сделать беседку в виде машинки или паровоза. В магазинах вы найдете огромное количество разнообразных идей, но поверьте, сделанных своими руками вы найдёте ещё больше.

Мы собрали небольшую подборку действительно крутых идей.


Паровозик


Машинка


Автобус

В комплексе со спортивным уголком

Особенно популярны спортивные комплексы на современных площадках. В состав комплекса входит:

  • Канат.
  • Труба в виде горка.
  • Классическая горка.
  • Круговая горка.
  • Металлические поручни.
  • Ступеньки.
  • Прочее.

Если ребёнка увлечь спортивными занятиями, то это может затянуться на довольно большое время. Это удобно как родителям, так и воспитателям в детских садах.

Безопасность таких сооружений продумывается, поэтому за этот момент можете не переживать.

Детский вигвам (шалаш)

Интересной идеей непосредственно для детского сада является вигвам. Он представляет из себя небольшой шалаш, который всегда вызывает неописуемый восторг у детей.

Его цена составляет примерно 2-3 тыс. Если скинуться родителями на такую штуку, то детей действительно можно будет порадовать.

Грибок

Грибки раньше были популярны только на пляже, чтобы защититься от солнца. Но сейчас они на «ура» заходят в детских садах, где ребятня собирается посидеть, потрогать их или просто покрутиться рядом.

Не самая будоражащая идея, но зато дешёвая, практичная и вечная. Главное, закрепить в грунте его надежно, чтобы дети его не расшатали.

Заключение

Облагораживание пришкольного участка можно сделать общим проектом, активными участниками которого станут не только школьники и педагоги, но и их родители (законные представители). Помимо основной цели такого общего проекта –создания уникального природного ландшафта на приусадебном участке, в ходе совместной деятельности педагоги смогут прививать своим воспитанникам любовь растениям, воспитывать в ним чувство коллективизма, любви к родному краю.

Какие кустарники лучше всего подобрать для облагораживания пришкольной территории? При подборе кустарников нужно обязательно учитывать климатические условия региона, специфику почвы. Например, можно посадить в одной из зон участка кусты роз, шиповника, посадить декоративные яблони. На цветочных клумбах у общеобразовательного учреждения уместны многолетние цветы и однолетние растения.

Посадочный материал можно на первом этапе реализации проекта ландшафтного дизайна собрать вместе с учителями и детьми, а далее использовать собственные саженцы и семена.

Среди тех моментов, на которые следует обращать внимание при подборе декоративных растений и кустарников, выделим безопасность подбираемых саженцев, их адаптацию к климатическим особенностям региона. Совместными действиями педагогов и учеников можно создать настоящий райский уголок вблизи своей родной школы

Своими действиями люди постоянно нарушает равновесие на планете. Необходимо понимать, что нарушение природного равновесия оказывает отрицательное влияние и на людей.

Учащиеся нашей школы решили вмести свою маленькую лепту в процесс восстановления гармонии с природой. Ученики 8 «А» класса под руководством учителя технологии Казаковой Н.А. и педагога дополнительного образования Казаковой И.Г. разработали проект «Ландшафтный дизайн пришкольного участка».