Обработка швов клеем и установка дополнительных элементов
Последующие работы сводятся к небольшому алгоритму:
по краю кормы и транца необходимо высверлить отверстия;
прикрепить транец ко дну;
из двух одинаковых частей необходимо выпилить детали для борта принимая во внимание наклон транца;
по краям бортов и скулы днища следует просверлить отверстия с равным расстоянием в 150 мм; на этапе скручивания деталей стоит учитывать, что борта, установленные на днище, должны быть примотаны скрученными концами наружу. Транец расположен между бортами; прикрепить к готовой конструкции сидения и шпангоут; отступив 300 мм от сидений, выпиливаются проемы под уключины
Это место следует укрепить брусками; после выполненных работ все стыки деталей проклеиваются тремя слоями стекловолокна и смазываются эпоксидным клеем. Перед оклейкой откусываются все наружные скрепки. после полного высыхания клея на стыках швов, вклеивают банку и перегородку; во все пустые отверстия, оставшиеся после временного крепления, эпоксидной смолой вклеивают деревянные нагеля; таким же образом склеивают наружные швы; чтобы уберечь дно от механических повреждений, следует приделать к нему киль и наружные стрингеры.
Корректные габариты и чертеж
О них отдельный разговор, потому что от размеров зависит вес, вместимость, грузоподъемность и устойчивость небольшого судна на воде. Если писать о рекомендациях, то они таковы:
Высота бортов. Оптимальное значение 500 мм, однако никто не запрещает небольшое изменение в большую либо меньшую сторону. Длина. Этот параметр зависит от того, сколько человек одновременно будут находиться в лодке. Если плавсредство рассчитано на одного, то хватит длины 1800-2500 мм. Для дуэта «мореходов» нужны 3000 мм, для 3-5 человек достаточно 3500-4000 мм. Вместятся в последнюю конструкцию и шестеро, но в этом случае вопрос уже в другом — в комфорте такой большой компании. Ширина. Здесь рекомендованное значение — 1000-1500 мм, однако надо учесть, что максимальная цифра значительно уменьшит маневренность, зато сделает судно более устойчивым
Принимать во внимание нужно вес людей, потенциальный груз, который будет перевозиться на лодке, длину плавсредства. Ориентируясь на рекомендованные (или выбранные строителем) размеры, необходимо сделать чертеж
Если мастер не силен в составлении подобных схем, лучше остановиться на готовых, проверенных эскизах, которые нетрудно разыскать в интернете: достаточно ввести в поисковую систему всего два слова — «лодка чертеж», а затем переключиться на «Картинки»
Ориентируясь на рекомендованные (или выбранные строителем) размеры, необходимо сделать чертеж. Если мастер не силен в составлении подобных схем, лучше остановиться на готовых, проверенных эскизах, которые нетрудно разыскать в интернете: достаточно ввести в поисковую систему всего два слова — «лодка чертеж», а затем переключиться на «Картинки».
Изготовление лодки плоскодонки
Понадобится 3 листа стандартной фанеры. Расчерчиваем лист на 4 равные части, так как станут бруски, на которых будут крепиться борта. Средний размер – 98 см, Передняя часть – 64 см, ближе к передней части – 90см, от центра назад 90 см, задняя часть – 74 см.
После разметки, накладываем направляющие рейки. Лучше использовать небольшой ширины, так как будет легче гнуть. Закрепляем струбцинами. После отмечаем сгиб карандашом или фломастером.
Следующий шаг, обрезаем получившиеся «крылышки», они же пойдут на вверх борта. Широкой частью будут уходить на заднюю стенку, а узкой на переднюю часть. Основание готово.
Транец для лодки должен иметь размер: внизу 76, а вверху 96 см, высота заднего транца 42см, под мотор 38см. Далее вырезаем небольшое посадочное место для установки двигателя. Транец будет состоять из бруска, который должен быть шире на 1 сантиметр в каждую сторону, так как лодка идет на расширение. Так же будет крепиться и боковой брусок.
Извилистыми движениями на ширину вырезанной фанеры наносим герметик. Устанавливаем на бруски, закрепляем шурупами. Транец должен быть немного отклонен, но не как 90 градусов. Снимаем дальний угол рубанком, главное не задеть болты. Ширина бруска 6 см, толщина 4,5 см. Проходим герметикам заднюю часть, после закрепляем шурупами.
Следующие, поперечные бруски, размеры подбираем по ширине 6,5 см, толщина 4,5 см. Закрепляем брусок с внутренней стороны 1 см от каждого края. От центра основания лодки по всем чертам закрепляем шурупы. Стыковочная планка ставится на половину, потому что будет продолжение «носа» лодки.
Для левого и правого борта необходимо прибить 2 доски к носовой части, после чего они выгибаются по контуру и закрепляются прочным шнуром. Доски крепятся к торцам днища гвоздями.
Важно! Доски бортов лучше прибивать одновременно. После сооружения каркаса присоединяется дно лодки
Рекомендуется заливать стыки эпоксидной смолой и производить герметизацию. После высыхания, образовавшиеся швы ошкуривают и придают им единый внешний вид. После следует проклеить стыки еще раз
После сооружения каркаса присоединяется дно лодки. Рекомендуется заливать стыки эпоксидной смолой и производить герметизацию. После высыхания, образовавшиеся швы ошкуривают и придают им единый внешний вид. После следует проклеить стыки еще раз.
Для лавок лучше всего подойдет лиственница. В местах, где соединяется борт и дно, пришиваем рейку и так же проводим герметизацию. Вдоль бортов сверху по краям так само пришиваем рейку. Это и будет фальшборт.
В кормовой части желательно установить киль, он поможет держать лодку по курсу. Покрываем судно грунтовой смесью в два слоя, а краской в пять. Каждый слой должен высыхать продолжительное количество времени. Все съемные части рекомендуется красить отдельно.
Дополнительно можно сделать весла. В основном их делают из цельных досок или реек. В качестве лопасти можно вставить фанеру размером 200 на 400 мм и толщиной 6 мм. С ними намного проще управлять судном.
Какие бывают лодки
Хоть наша статья о лодках из дерева, сначала вы вкратце расскажем, какие еще они бывают. После этого мы перейдем непосредственно к описанию процесса изготовления описываемого плавсредства.
- Надувные лодки также называют ткаными. Их делают из резины или полимерных составов. Они сравнительно недорогие, в сдутом состоянии не занимают много места. Также они легкие и их удобно перевозить даже тем, кто не имеет собственного транспорта. Однако одновременно с этим они не слишком устойчивые на воде. А также не слишком надежные. Мало того, что резиновые лодки легко повреждаются и могут треснуть на холоде. Так они еще и могут это сделать в самый неподходящий момент. Например, когда вы будете в ней посреди реки или озера.
- Пластиковые лодки отличаются большой долговечностью при грамотной эксплуатации. Кроме того, эта разновидность плавательного средства имеет большое разнообразие в расцветках и внешнем виде.
- Металлические лодки отличаются еще большей долговечностью. Их изготавливают из легкого металла – дюралюминия. Этот металл используют также в авиастроении и даже космонавтике, поэтому дополнительно описывать его прочность и износостойкость не имеет смысла.
- Фанерные лодки имеют хорошую влагоустойчивость и довольно прочны. Они также способны выдерживать большие нагрузки. Однако фанеру очень сложно согнуть, при этом не повредив. Поэтому лодки из описываемого материала чаще всего имеют угловатые формы.
- Деревянные лодки проверены временем. Ведь именно из древесины изготавливали лодки и корабли еще со времен до нашей эры. Они, конечно, не так долговечны, как металлические, однако при грамотном уходе и деревянная лодка прослужит вам достаточно долго.
Материалы и инструменты
Для выполнения работ нам потребуются следующие материалы:
- водостойкая фанера 2,5 на 1,25 метра, ее толщина должна составлять 0,5 см;
- 1,5 панели влагостойкой фанеры того же размера, но уже с толщиной 0,6 см;
- строганные доски – лучше отдать предпочтение мягким и пористым сортам древесины;
- деревянные рейки;
- эпоксидная смола;
- водостойкий лак или краска;
- капроновая нить;
- стеклоткань в рулоне, чтобы оклеить корпус плавательного средства;
- миллиметровая и более плотная бумага (можно использовать картон) для построения эскизов;
- бруски 0,5 на 3,4 м и 0,4х0,2х4 м.
А также приготовьте инструменты:
- шуруповерт или дрель с необходимой мощностью;
- ручную шлифовальную машину или рубанок;
- струбцину, а лучше несколько – если нет специального инструмента, то можно использовать фиксаторы от старых ручных мясорубок;
- электрический лобзик;
- латунные гвозди различной длины и саморезы по дереву;
- молоток;
- рулетку;
- кисточки или валик для нанесения лака.
Процесс изготовления
Условно процесс изготовления содержит следующие этапы:
- перенос чертежа на шаблоны;
- вычерчивание шпангоутов, перенос на дерево;
- выкладка киля;
- установка форштевня;
- крепление шпангоутов;
- закрепление ахтерштевня или транцевой доски (для моторных лодок).
- обшивка днища фанерой;
- обшивка бортов;
- проклейка стыков листов, стрингеров;
- шпаклевка, покраска корпуса.
Корпус лодки
Остов лодки, его корпус собирается из готовых деталей, при этом сам процесс требует аккуратности подгонки всех элементов как в горизонтальной, так и в вертикальной плоскости.
Крепление шпангоутов к килю проводится сначала временно, а после окончательной проверки окончательно с таким расчетом, чтобы во время установки обшивки, когда корпус переворачивается килем вверх, все элементы были надежно закреплены.
Строим внутренний контур футоксов
Жесткость бортов во много зависит от того насколько прочно закреплены они на футоксах, и как сами футоксы могут обеспечивать жесткость конструкции. Конструктивно, шпангоут лодки состоит их трех основных частей – флортимберса и двух футоксов.
Флортимберс – часть шпангоута являющаяся основанием для крепления днища и прикрепляемая к килю судна. Футоксы – это боковые части на которые крепятся борта. Место соединения флортимберса и футоксов делается немного шире, от такого решения выигрывает прочность конструкции. Такое решение необходимо, прежде всего для судов, предназначенных для установки двигателя, чтобы обеспечить запас прочности.
Материал для форштевня
Сложная форма форштевня должна обеспечивать не только отличную форму, но и прочность, ведь нос судна испытывает дополнительные нагрузки при движении. Лучшим материалом для форштевня является дуб, можно использовать и вяз как очень прочную породу дерева.
Наилучшим вариантом может быть элемент имеющий естественный изгиб, но если такового нет, можно использовать и деталь, собранную из нескольких частей, склеенных по продольной оси лодки или поперек. Технология изготовления проста сначала проводится изготовление элемента по форме корпуса, а потом обтачиваются кромки для плотного прилегания бортов.
Делаем киль
Киль в такой модели плавательного средства является самой простой конструкцией – это обычная доска толщиной 25-30 мм, длиной 3,5 метра.
Транец
В различных моделях транец делается для крепления мотора. Транцевая доска или транец собирается из доски толщиной 25 мм, или многослойной фанеры, усиленной сверху бруском. Такое усиление позволяет более прочно зажимать струбцину крепления двигателя.
Каркас лодки
Последовательность сборки каркаса:
- выкладка киля;
- установка штевней;
- разметка по килю мест установки шпангоутов;
- установка шпангоутов;
- соединение шпангоутов, штевней и транца бортовыми досками;
- проверка геометрии, окончательное закрепление деталей.
- Места соединения деталей перед креплением рекомендуется обработать водоотталкивающим составом или пропитать олифой.
Обшивка лодки фанерой
По вырезанным шаблонам выпиливаются из листов фанеры детали днища и бортов.
Далее:
- каркас переворачивают вверх килем;
- наружные поверхности киля и шпангоутов зачищают, делают поверхность идеально ровной;
- места соединения киля, шпангоутов, стрингеров промазывают клеем;
- укладывают детали днища, фиксируют с помощью степлера, а далее пробивают гвоздями;
- бортовые элементы сначала примеряют, а потом по аналогии с днищем проклеивают и прибивают гвоздями, с таким условием, чтобы не было зазора между полотном днища и бортов.
- При установке полотен, необходимо следить, чтобы волокна наружного слоя шпона были направлены вдоль корпуса не поперек.
Клеевые работы
Клеевые работы, проводимые на разных этапах постройки судна связаны с созданием прочного соединения склеиваемых деталей, заполнения полостей между деталями.
При работах по обшивке корпуса полотна приклеиваются к килю и шпангоутам, а после закрепления гвоздями, дополнительно клей применяется для заделывания полостей в местах прилегания полотен фанеры.
Для улучшения защиты фанерной обшивки от воздействия воды поверх фанеры приклеивается стеклоткань. Такое решение позволяет существенно продлить ресурс лодки. Ткань равномерно разглаживается по поверхности, при этом не допускается оставление складок ткани и воздушных пузырей. Приклеивание происходит от киля к бортовым доскам.
Покраска
После полного высыхания ткани проводится шпаклевка поверхности и последующая покраска. Для шпаклевки рекомендуются современные готовые шпаклевочные смеси на синтетической основе. Покраска может проходить в два этапа – грунтовка и покраска краской, или покрытие двумя слоями краски.
Изготовление деревянной плоскодонки
Как сделать лодку своими руками надежной, крепкой, непотопляемой? Ответ один: все этапы требуют четкого выполнения, так как спешка, любые недочеты, традиционная русская надежда «на авось» противопоказаны
Внимание даже к «мелким мелочам» — необходимое условие
Изготовление бортов
- Сначала согласно чертежу выпиливают все заготовки. Детали, включая борта, обрабатывают напильником, а затем наждачной бумагой. Пропитывают антисептиком.
- С одной стороны досок-бортов делают запил под углом 15-30°, потом с концов снимают фаску, чтобы обеспечить идеальное (без зазоров) прилегание заготовок в носовой части.
- Треугольным брусом фиксируют нос лодки, прикрепляя его гвоздями либо саморезами к стыку досок с внутренней стороны после идеальной подгонки. Края соприкасающихся деталей сначала пропитывают антисептиком, затем смазывают клеем (смолой).
- Зовут ассистента и придают бортам лодки нужную форму, используя паракорд или его замену. Шнуром обвязывают борта, заранее установив между ними распорки такой же ширины, как у будущей лодки. Затем веревку затягивают.
- Крепят транец (задний элемент лодки — плоская кормовая часть). С бортами его соединяют с помощью клея (смолы) и саморезов (гвоздей).
Создание и фиксация днища
Дно делают из дерева (лучше найти широкую массивную доску), водостойкой фанеры (ФСФ, 12 мм) либо из листового металла.
- Если используют металлический лист, то деталь вырезают таким образом, чтобы ее размеры превосходили днище на несколько сантиметров. Они нужны для крепления к донной части бортов. Так как протечки здесь самая большая угроза, все стыки щедро промазывают клеем либо смолой, используют паклю. Края металла загибают с помощью молотка. Саморезы сажают с шагом 15-20 мм по всему периметру лодки.
- Если найдена деревянная доска (фанера), то из материала вырезают элемент нужной формы, а затем действуют таким же образом — обрабатывают клеем или смолой, используют паклю и крепеж.
Завершающая обработка материала
Теперь элементы лодки снова щедро обрабатывают антисептиком, ликвидируют все потенциальные зазоры с помощью пакли либо герметика. Затем дважды грунтуют, наносят краску в несколько слоев, каждому из них дают время на просушку.
Потом покрывают судно лаком, также 2-3 слоями. Последний этап — установка скамеек-банок, монтаж треугольников для кормы, их обрабатывают — грунтуют и красят (лакируют) — отдельно. На этом изготовление лодки-плоскодонки считают законченным.
Проверка водонепроницаемости лодки
Эта операция необходима, чтобы удостовериться в надежности судна перед его первым большим плаванием. Способов сделать это есть несколько, но лучше проводить комплексный тест.
- Проверка на месте строительства. Для того чтобы убедиться в качестве работы, лодку переворачивают вверх днищем, устанавливают на длинную скамью либо на несколько табуреток. Затем на нее выливают большое количество воды из шланга. Рекомендуемая длительность этого тестирования — 5-10 минут. Лодку переворачивают и осматривают на предмет протечек.
- Испытание мини-корабля большой водой. Если самодельная плоскодонка не показала себя дырявым корытом на «верфи», то ее сначала отправляют в свободное плавание на небольшую глубину. Когда первые водные испытания проходят успешно в течение 30 минут, значит, судно готово к любому водоему.
Несколько советов
Они могут пригодиться тем, кто не любит допускать в работе ошибок, которые всегда требуют дополнительных усилий для их исправления. А поэтому некоторые рекомендации можно (и нужно) заранее «намотать на ус»:
- при изготовлении самодельной лодки лучше не экономить на качестве материалов, так как лучшая древесина — синоним долгожительства будущего собственного плавсредства;
- все заготовки советуют вырезать с небольшим запасом, потому что гораздо легче отрезать излишки, в противном случае придется вырезать новый элемент;
- герметик, клей, смола или пакля — то, что требуется приобрести с большим запасом, особенно важны стыки бортов с днищем;
- во всех деревянных деталях для крепежа нужно заранее просверливать отверстия несколько меньшего диаметра, чем у гвоздей либо саморезов, цель — предотвращение возможного растрескивания материала.
Мощности катера
При оборудовании катера своими руками необходимо учитывать, какой двигатель будет установлен на него впоследствии. Конкретно эта модель рассчитана на установку либо одного, либо двух моторов
Однако здесь важно учитывать, что общая мощность для нормального функционирования объекта должна быть в пределах от 250 до 500 л. с
Также они должны иметь прямой реверс-редуктор, что позволит развивать скорость в 15-30 узлов, что в км/ч составляет от 28 до 56. Кроме этого, судно может также иметь движительные комплексы либо дополнительные подвесные моторы.
Стоит отметить, что строительство катера своими руками экономит от 50 до 75% материальных средств от той суммы, которая была бы потрачена, если бы агрегат приобретался на верфи, а не строился самостоятельно. Также стоит отметить, что приведенная технология строительства малого судна не является последним словом в судостроении. Это лишь проверенный практикой, устоявшийся метод, который позволит собственноручно сконструировать приемлемый катер из стеклопластика.
Тестирование
В первую очередь лодку нужно проверить непосредственно на месте изготовления. Для этой процедуры судно вверх дном ставится на скамейку или на несколько табуретов. Затем в течение 10 минут на нее из шланга поливают водой. Чем дольше будет время такого теста, тем достовернее получится результат. Затем судно переворачивают и осматривают на наличие возможных протечек воды. Если такой тест лодка успешно прошла, то следующим этапом будет проверка ее уже непосредственно в водоеме. Для начала это делается на мелководье, глубина должна быть небольшой.
Если после спуска лодки в водоем протечек нет хотя бы в течение 40 минут, можно усложнять задачу
На большей глубине обращаем внимание на скорость плавательного средства и выдерживание различных нагрузок. Моторы с маленькой мощностью (до 5 лошадиных сил) рост нагрузок будут переносить намного хуже, чем более мощные. Тут важную роль сыграет длина лодки: чем длиннее она, тем лучше
В среднем такое судно должно выдерживать примерно 150 кг нагрузки. Обязательно пускаем лодку на глиссер, проверяем ее ход и положение относительно водной поверхности
Тут важную роль сыграет длина лодки: чем длиннее она, тем лучше. В среднем такое судно должно выдерживать примерно 150 кг нагрузки. Обязательно пускаем лодку на глиссер, проверяем ее ход и положение относительно водной поверхности.
Процесс изготовления
- За основу берутся чертежи резиновой лодки.
- Из плотного картона вырезают лекала для элементов лодки.
- На большом столе раскладывают ткань лицом вниз, кладут на неё лекала деталей и обводят их, причем делают припуск на швы 1 см.
- Готовые детали лодки сначала наживляют капроновой нитью, а потом прострачивают на машинке.
- Затем нарезают из ткани полосы шириной 50 мм и проклеивают ими сверху все швы.
- Таким образом собирают носовую и кормовую часть, а также боковые баллоны.
- После сборки всей конструкции устанавливают клапан для накачивания. Для него можно использовать небольшой отрезок резинового шланга или купить готовый заводского изготовления.
- Затем переходят к изготовлению дна. Для этого накачивают уже сделанный баллон лодки. На полу расстилают ткань, кладут сверху баллон и обводят его.
- Для дна надо сделать две выкройки. Их склеивают между собой и полученное двойное дно приклеивают к низу лодки.
Такая краткая инструкция дает общее понятие, как самому сделать лодку, а также определиться с материалами и объемами работ. Надеемся, что наши советы будут вам полезны, и вы без особых усилий сможете смастерить лодку самостоятельно.
Размеры лодки, ее виды и формы
Поскольку лодками пользовались еще наши предки, в истории сохранились модели, которые и сейчас можно изготовить в домашних условиях. Стандартная фанерная лодка предусмотрена на одного или двух человек с общей массой не более 150 кг. Длина лодки не должна превышать 2,7 м, ширина 1,2 м, а высота бортов на миделе не выше 30 см. масса фанерной лодки около 29 кг.
Наиболее популярные модели лодок, которые вполне возможно изготовить своими руками:
- Скиф, или плоскодонка, прекрасно подходит для плавания в тихих водах. Довольно легкая в строительстве и надежна в эксплуатации. Отличительной чертой стала ее легкость – длинную лодку может спокойно унести человек в одиночку.
- Динги, лодка для плавания в неспокойной воде. Отличается от остальных разновидностей днищем с килем и носовым транец-форшпигелем.
- Русский тузик, каноэ, лодка-фофан. Модели с ободами двойной кривизны, что характерно выпуском моделей только в промышленных условиях. Для изготовления плавсредства собственными силами стоит отдать предпочтение лодке с ободами одинарной кривизны.
- Фанерная лодка. В домашних условиях можно построить лодку вместе с мотором, визуально походящую на катер.
Работа с клеем
Работы с клеем направлены на то, чтобы получить прочную конструкцию, а при случае, заполнить им швы или трещины. При работе с фанерой, проклеиваются все места соединения заготовки с килем и шпангоутами. После пробивки гвоздями, клеем заполняют зоны соединения фанеры с несущими элементами, если они не прилегают плотно.
Для улучшения прочности и ходовых качеств плавсредства, фанерная обшивка обклеивается стеклотканью. Подобная защита деревянной конструкции повышает долговечность лодки. Стеклоткань одинаково распределяется по плоскости обшивки, при этом не желательны складки или появление пузырей, что указывает на плохое качество работы. Ткань клеится от киля, по направлению к бортовым доскам.
Описание рабочего процесса
Отметим сразу – изготовление катера своими руками процесс довольно длительный, к тому же у вас должно быть помещение, в котором будут производиться работы, чаще всего используется гараж или другое строение достаточного размера.
Сооружение корпуса
Процесс производится в следующей последовательности:
Можно сделать чертежи катера своими руками из фанеры, но гораздо проще найти готовый вариант с подходящими вам параметрами, так как есть множество важных нюансов, которые не знают те, кто не является специалистом в области постройки плавательных средств. Лучше всего проконсультироваться со знатоками, чаще всего они могут предложить проект или порекомендовать хороший вариант;
Лучше найти готовые чертежи и выкройки катера из фанеры – своими руками сделать их непросто, и вы сможете сэкономить очень много времени и исключить ошибки и просчеты
Работа начинается с того, что листы сращиваются между собой, это можно сделать с помощью прикрепления накладки, которая закрепляется эпоксидкой и саморезами, важно, чтобы у вас в итоге получились элементы нужной длины. На следующий день можно продолжать рабочий процесс; Чтобы постройка катера из фанеры своими руками проходила максимально качественно и быстро, необходимо на все заготовки нанести координатную сетку размером 100 на 100 мм. Это упростит изготовление элементов, ведь они имеют неправильную форму и точно вырезать их, не имея ориентиров, очень и очень сложно;
Это упростит изготовление элементов, ведь они имеют неправильную форму и точно вырезать их, не имея ориентиров, очень и очень сложно;
Изогнутые линии – самая ответственная часть работы при раскройке элементов
После того, как все заготовки нарезаны, можно приступать к следующей стадии.
Сборка
Процесс состоит из данных работ:
- Все проекты катеров из фанеры состоят из одинаковых элементов, поэтому последовательность операций всегда аналогична. В первую очередь скрепляются элементы днища, для этого вдоль соединения на расстоянии 15-20 мм сверлятся отверстия под проволоку и части стягиваются. При этом не стоит прикладывать слишком большое усилие, чтобы не повредить материал;
- Далее устанавливаются поперечные элементы жесткости, которые называются шпангоутами, их проще всего вырезать из фанеры толщиной 9-10 мм. Они приклеиваются эпоксидной смолой и дополнительно прикручиваются саморезами. Также крепятся продольные рейки 50х20, которые называются стрингерами. В шпангоутах можно сразу же сделать вырезы под лаги, чтобы впоследствии не работать в стесненных условиях;
- Затем устанавливаются бортовые элементы, в них делаются вырезы под стрингеры и ставятся сами элементы жесткости, после этого можно приклеивать и прикручивать саморезами фанеру для бортов. Соединения изнутри для дополнительной прочности промазываются эпоксидной смолой и закрываются одним слоем стеклоткани;
Так выглядит процесс сборки
- После того, как все элементы скреплены между собой, необходимо перевернуть конструкцию. Для этого ее проще всего вынести и сделать это на улице, так как помещение такой площади, чтобы сделать это внутри, найти очень сложно. Для того чтобы не повредить конструкцию, ее проще всего уложить на старые автомобильные покрышки;
- Далее необходимо выкрутить все саморезы изнутри и заделать их эпоксидной смолой, после этого замазываются и все соединения, чтобы заполнить щели и сделать поверхность максимально ровной. После высыхания первого слоя производится наклеивание стеклоткани шириной 10 см, затем клеится полоса 17 см, а третий элемент должен иметь еще большую ширину, чтобы перекрывать два первых, это позволяет придать всем изгибам жесткость;
Чтобы фанерные катера были надежными, необходимо тщательно проклеивать все соединения
- Далее наружная часть оклеивается всплошную, лучше сделать это в 2-3 слоя. После высыхания производится шлифовка и шпаклевка поверхности для того, чтобы она стала ровной;
- Когда поверхность выровнена, можно перевернуть конструкцию для того, чтобы заполнить все полости пенопластом и обшить их листами фанеры изнутри. Сооружение каюты производится по заранее выбранному эскизу, следует помнить, что чем сложнее конфигурация, тем больше времени пойдет на сборку конструкции.
Каюта также оклеивается стеклотканью для усиления
Последний этап – грунтовка влагостойкими составами и окрашивание, важно использовать качественные композиции, их цена выше, но тут не стоит экономить. Если вам не нужен катер, и вы хотите узнать, как сделать лодку, то все производится так же за исключением того, что не требуется сооружение каюты
Чем хороша деревянная лодка
https://youtube.com/watch?v=Et4uivgHV7Y
Лодка из дерева используется в качестве транспортного средства рыболова с незапамятных времен. Первоначально люди научились делать лодки-долбленки из целого дерева, а позднее – из деревянных досок. Несмотря на то, что сейчас строится бесчисленное множество лодок из самых различных современных материалов, деревянная лодка часто используется рыболовами, так как имеет целый ряд преимуществ.
Во-первых, деревянная лодка достаточно прочна и надежна на плаву, так как дерево легче воды Даже в случае опрокидывания деревянная лодка не утонет, а может спасти жизнь её хозяину
Во-вторых, лодка из дерева сравнительно легка, что немаловажно при её транспортировке и при использовании на воде
В-третьих, деревянная лодка в отличие от металлических и пластиковых практически «бесшумная», что очень важно, особенно при ловле осторожной рыбы. В-четвертых, деревянная лодка изготавливается из экологически чистых материалов
Для строительства деревянных лодок обычно используется древесина хвойных, реже лиственных деревьев. В-пятых, деревянная лодка может быть при определенных навыках работы с деревом и при наличии инструмента может быть построена любым желающим в домашних условиях. В-шестых, лодка, изготовленная из дерева, значительно дешевле аналогичных по размерам металлических, пластиковых, резиновых или ПВХ лодок, особенно если она построена своими руками. В-седьмых, в наше время легко устраним и главный недостаток деревянной лодки (подверженность гниению), при условии обработки деревянных конструкций современными материалами и покраске специальными высококачественными красками Теперь деревянная лодка стала довольно долговечной
В-четвертых, деревянная лодка изготавливается из экологически чистых материалов. Для строительства деревянных лодок обычно используется древесина хвойных, реже лиственных деревьев. В-пятых, деревянная лодка может быть при определенных навыках работы с деревом и при наличии инструмента может быть построена любым желающим в домашних условиях. В-шестых, лодка, изготовленная из дерева, значительно дешевле аналогичных по размерам металлических, пластиковых, резиновых или ПВХ лодок, особенно если она построена своими руками. В-седьмых, в наше время легко устраним и главный недостаток деревянной лодки (подверженность гниению), при условии обработки деревянных конструкций современными материалами и покраске специальными высококачественными красками Теперь деревянная лодка стала довольно долговечной
При правильном хранении и своевременном обслуживании она может прослужить долгие годы. Лодка из дерева может быть использована как с веслами, так и с подвесным или стационарным мотором, а также с парусом. В зависимости от предназначения деревянная лодка может быть килевой или плоскодонной.
Описание рабочего процесса
Отметим сразу – изготовление катера своими руками процесс довольно длительный, к тому же у вас должно быть помещение, в котором будут производиться работы, чаще всего используется гараж или другое строение достаточного размера.
Сооружение корпуса
Процесс производится в следующей последовательности:
Можно сделать чертежи катера своими руками из фанеры, но гораздо проще найти готовый вариант с подходящими вам параметрами, так как есть множество важных нюансов, которые не знают те, кто не является специалистом в области постройки плавательных средств. Лучше всего проконсультироваться со знатоками, чаще всего они могут предложить проект или порекомендовать хороший вариант;
Лучше найти готовые чертежи и выкройки катера из фанеры – своими руками сделать их непросто, и вы сможете сэкономить очень много времени и исключить ошибки и просчеты
Работа начинается с того, что листы сращиваются между собой, это можно сделать с помощью прикрепления накладки, которая закрепляется эпоксидкой и саморезами, важно, чтобы у вас в итоге получились элементы нужной длины. На следующий день можно продолжать рабочий процесс; Чтобы постройка катера из фанеры своими руками проходила максимально качественно и быстро, необходимо на все заготовки нанести координатную сетку размером 100 на 100 мм. Это упростит изготовление элементов, ведь они имеют неправильную форму и точно вырезать их, не имея ориентиров, очень и очень сложно;
Это упростит изготовление элементов, ведь они имеют неправильную форму и точно вырезать их, не имея ориентиров, очень и очень сложно;
Изогнутые линии – самая ответственная часть работы при раскройке элементов
После того, как все заготовки нарезаны, можно приступать к следующей стадии.
Сборка
Процесс состоит из данных работ:
- Все проекты катеров из фанеры состоят из одинаковых элементов, поэтому последовательность операций всегда аналогична. В первую очередь скрепляются элементы днища, для этого вдоль соединения на расстоянии 15-20 мм сверлятся отверстия под проволоку и части стягиваются. При этом не стоит прикладывать слишком большое усилие, чтобы не повредить материал;
- Далее устанавливаются поперечные элементы жесткости, которые называются шпангоутами, их проще всего вырезать из фанеры толщиной 9-10 мм. Они приклеиваются эпоксидной смолой и дополнительно прикручиваются саморезами. Также крепятся продольные рейки 50х20, которые называются стрингерами. В шпангоутах можно сразу же сделать вырезы под лаги, чтобы впоследствии не работать в стесненных условиях;
- Затем устанавливаются бортовые элементы, в них делаются вырезы под стрингеры и ставятся сами элементы жесткости, после этого можно приклеивать и прикручивать саморезами фанеру для бортов. Соединения изнутри для дополнительной прочности промазываются эпоксидной смолой и закрываются одним слоем стеклоткани;
Так выглядит процесс сборки
- После того, как все элементы скреплены между собой, необходимо перевернуть конструкцию. Для этого ее проще всего вынести и сделать это на улице, так как помещение такой площади, чтобы сделать это внутри, найти очень сложно. Для того чтобы не повредить конструкцию, ее проще всего уложить на старые автомобильные покрышки;
- Далее необходимо выкрутить все саморезы изнутри и заделать их эпоксидной смолой, после этого замазываются и все соединения, чтобы заполнить щели и сделать поверхность максимально ровной. После высыхания первого слоя производится наклеивание стеклоткани шириной 10 см, затем клеится полоса 17 см, а третий элемент должен иметь еще большую ширину, чтобы перекрывать два первых, это позволяет придать всем изгибам жесткость;
Чтобы фанерные катера были надежными, необходимо тщательно проклеивать все соединения
- Далее наружная часть оклеивается всплошную, лучше сделать это в 2-3 слоя. После высыхания производится шлифовка и шпаклевка поверхности для того, чтобы она стала ровной;
- Когда поверхность выровнена, можно перевернуть конструкцию для того, чтобы заполнить все полости пенопластом и обшить их листами фанеры изнутри. Сооружение каюты производится по заранее выбранному эскизу, следует помнить, что чем сложнее конфигурация, тем больше времени пойдет на сборку конструкции.
Каюта также оклеивается стеклотканью для усиления
Последний этап – грунтовка влагостойкими составами и окрашивание, важно использовать качественные композиции, их цена выше, но тут не стоит экономить. Если вам не нужен катер, и вы хотите узнать, как сделать лодку, то все производится так же за исключением того, что не требуется сооружение каюты