Как вязать арматуру из стекловолокна

Оглавление

Как правильно армировать — пошаговая инструкция

Связывание арматуры для остова делается либо сразу в опалубке, либо за ее пределами с последующей установкой в местах использования.

Этапы вязки «скелета» фундамента:

  • 1 этап. Выкладывание поперечных стержней с длиной на 100 мм меньше, чем ширина фундамента.
  • 2 этап. Выкладывание двух нижних хлыстов продольной арматуры. В два этапа создается нижний пояс.
  • 3 этап. Установка вертикальных опор в местах соединения с высотой на 100 мм меньше, чем высота готового фундамента.
  • 4 этап. К вертикальному каркасу крепится верхний пояс, который делается с использованием пунктов первых двух этапов.

Независимо от того, где происходит вязка: непосредственно в опалубке или же отдельно с последующей установкой в опалубку – последовательность шагов неизменна. Если части каркаса собираются отдельно, то их необходимо хорошо связать между собой непосредственно в опалубке.

Как правильно гнуть арматуру?

Правильность работы с инструментами, которые способны согнуть металлические основы для дальнейшего использования в процессе армирования, позволяет создавать правильные и надежные гнутые элементы костяка.

Чтобы согнуть металлический прут существует два способа:

  • Горячая гибка – место сгиба нужно раскалить до 700-900 градусов при помощи паяльной лампы, после ударами кувалды или молотка согнуть до нужного угла.
  • Холодная гибка – предполагает использование специального станка. Некоторые хлысты можно гнуть руками (до 8мм), либо при помощи рычага, но при этом нужно контролировать угол изгиба.

Раскрой

Если диаметр прутьев не превышает 12 мм, для резки применимы ножовка по металлу, либо ленточная пила. Если диаметр штырей больше 12 мм, лучше применять «болгарку» со специальной насадкой, предназначенной для «мягкой» стали.

Автоматический инструмент способствует ускорению строительно-монтажных работ, но требует аккуратной работы, чтобы избежать травматизма.

Расположение

Арматура должна отступать от края фундамента вовнутрь на 50-60 мм. Это предотвратит коррозию металла внутри фундамента и создаст защитный слой из бетона. Глубже делать не рекомендуется, так как остов перестанет выполнять свои функции и противостоять внешним воздействиям среды на бетон.

Для создания цельносвязанного каркаса необходимо соединять вертикальные и поперечные стержни одним хомутом.

Как правильно уложить продольную арматуру?

Продольная арматура должна обеспечивать равномерность распределение деформационных сил по всему фундаменту.

То есть она делает бетон работоспособным. В п. 7.3.6 СНиП 52-01-2003 указывается, что шаг между продольными армирующими прутами нужно рассчитывать исходя из их типа (стены, плиты перекрытия, балки, колонны), а также высоты и ширины поперечного сечения.

Но при этом расстояние между продольными прутками не должно быть более 400-500 мм. При укладке следует использовать целые хлысты без соединений, удлиненные на 1,5-2 метра для того, чтобы сделать загибы по углам. Это повысит их прочность.

Укладка поперечной

Правила поперечного армирования рассмотрены в п. 7.3.7 СНиП 52-01-2003. Вертикальная и поперечная арматура размещается с отступом до 300 мм друг от друга.

Но при этом это расстояние не должно быть меньше половины высоты основания. Она забирает на себя часть поперечной нагрузки, которая воздействует на бетон и предупреждает формирование наклонных трещин.

Процесс вязки

Для вязки существует специализированная «вязальная» проволока

Чтобы правильно выбрать необходимый материал, нужно обратить внимание на его состав

В состав вязальной проволоки входит низкоуглеродистая сталь. Отличается она белым цветом.

В процессе связывания достаточно приобрести проволоку диаметром от 1,0 до 1,4 мм. Если использовать минимальную толщину, то материал легко рвется. При использовании более толстой продукции в процессе монтажа будет сложно ее скручивать.

Для вязки двух элементов остова необходимо подготовить отрезы длиной 250-500мм, для соединения трех штырей нужны отрезы не менее 500мм. Отрезаемая длина зависит от диаметра связываемых материалов. При связывании нескольких элементов, вязальную проволоку следует складывать пополам.

Углы основания

Чтобы обеспечить гармоничный переход двух векторов разной нагрузки, нужно правильно произвести армирование углов. В этом случае применимы гнутые элементы.

При достаточной длине продольных стержней лучше будет завести хлысты за угол на 600-700мм. Цельные элементы значительно повысят прочность отдельных хомутов.

При этом шаг пояса из вертикальной и поперечной арматуры должен составлять ½ шага прямых участков ленточного фундамента.

Обвязка арматуры для фундамента по всем правилам

Вязать арматуру вполне реально, используя подручные средства. Но стоит отметить, что правильное связывание прутьев между собой не гарантирует соблюдение всех строительных норм и качественного монтажа. Так как схема вязки каркаса зависит от типа фундамента, его размеров, толщины и типа используемого материала. Поэтому нужно учесть несколько ключевых правил:

  1. Если в качестве арматурного каркаса будет использоваться сетка, тогда обвязку нужно делать внахлест.
  2. Учитывая тип и сечение арматуры, необходимо рассчитать длину перепуска в местах соединения.
  3. Гнуть прутья нужно строго под определенным углом и равномерно.
  4. Учитывается марка бетона и условия работы в месте соединения. Минимальная длина перехлеста не менее 25 см.

Если армирование проводится на высоте от 3 метров, тогда без строительных лесов или подмостки не обойтись. Технология обвязки получается более сложная, ввиду существующих правил безопасности при высотных работах. Обвязка проводится в три этапа:

  1. Сначала подготовить арматуру, подвязать к ней стропы.
  2. Поднять на необходимую высоту, выровнять и уложить в пластиковые направляющие.
  3. Связать прутья по любой перечисленной технологии.

Стоимость обвязки относительно невысокая, так как мастера могут обработать несколько квадратных метров каркаса за час. А при применении специальных вязальных инструментов, еще быстрее. А качество вязки прутьев и соответствие всем строительным нормам они гарантируют, тем более что гнуть прутья будут специальными щипцами.

Расчет количества арматуры на фундамент плитного типа

Рассчитать количество арматуры для фундамента плитной конструкции можно, используя следующую информацию:

  • пространственный каркас из арматуры сооружается в двух уровнях;
  • соединение стержней выполняется в виде квадратных ячеек со стороной 15–20 см;
  • обвязка выполняется отожженной проволокой в каждой точке соединения.

Схема армирования монолитной плиты фундамента

Для определения потребности в арматуре выполните следующие операции:

  1. Определите количество горизонтальных прутков в каждом ярусе.
  2. Вычислите общий метраж арматурных стержней, формирующих ячейки.
  3. Прибавьте суммарную длину вертикальных опор, объединяющих ярусы.

Как изогнуть стеклопластиковую проволоку или стержни

Жесткий каркас, создаваемый для усиления свойств бетона, не всегда можно сделать только из прямолинейных элементов. В некоторых случаях арматуру приходится сгибать под углом почти в 90°. Стальной прут согнуть сложно, но можно, приложив достаточные усилия. Даже придуманы специальные станки для облегчения процесса.

А при использовании пластика любителей делать все нужные конструкции прямо на стройплощадке ждет разочарование. Согнуть пластик невозможно (помним о характеристиках, указанных выше), он просто сломается при попытке изогнуть его даже под малым углом. Но производители сегодня предлагают уже готовые гнутые элементы, которые сделаны в заводских условиях, пока связующая стекловолокна смола еще не затвердела.

И последнее. Тонкая проволока поставляется потребителю без резки на отдельные стержни. Она намотана на специальные барабаны или просто свернута в бухты, скрепленные проволокой. Разматывать проволоку рекомендуется, поставив бухту вертикально, и катить ее как обруч. Если пренебречь этим правилом, то при освобождении от крепления проволока мгновенно расправляется как сжатая пружина.

Почему вязка арматуры пластиковыми хомутами считается ненадежной

Соединение арматуры в точках пересечения – ответственное мероприятие, которое регламентируется СНиПом – строительными нормами и правилами. Профессиональные строители подходят к этому вопросу прямолинейно – есть правила – мы их исполняем.

Специалист данного профиля при вязке арматуры должен соблюдать ряд правил, которые позволят создать пространственную решетку железобетонного изделия или узла, согласно заданным проектировщиком параметрам.

Пластиковые хомуты выпускаются различных типоразмеров и характеристик, ключевые из которых:

  • химическое качество материала (нейлон, полиамида);
  • устойчивость стяжки к ультрафиолету;
  • температурный диапазон применения;
  • выдерживаемые нагрузки.

Тем не менее десятилетия активного использования стяжек в строительстве, пока не позволили внести их в список материалов, допущенных при изготовлении ответственных железобетонных конструкций.

Причины, по которым пластиковые стяжки не допущены к использованию в качестве соединительных элементов арматурной решетки:

  1. Линейный температурный коэффициент расширения пластика значительно отличается от значений этого параметра у бетона, стали, стеклопластиковой композитной арматуры (нейлон – шестикратно, полиамид – семи). При замерзании и нагреве готового фундамента, плиты перекрытия, железобетонного изделия, многочисленные с течением времени сжатия и расширения элементов в точке соединения арматуры, места соединенные пластиковым хомутом будут окружены микротрещинами. Для ответственных работ, фундамент и плиты перекрытия к ним относятся, не допускают использование ржавой арматуры. Правила требуют наличия сплошного бетонного слой не менее 50 мм от края плиты. Влага, впитываемая поверхностным слоем бетона, не сможет привести к коррозии арматуры при соблюдении глубины «упрятывания» арматуры. Температурное сжатие и расширения стяжки не совпадающее с общей массой ЖБИ – основания причина не принятия их СНиПами.
  2. Вязальная проволока, регламентируется по толщине и количество слоев, при вязке ответственных узлов, и подразумевается всегда стальная, с заведомо известными характеристиками. Пластиковые хомуты имеют широкий разбег как в номенклатуре (длина, ширина, тип замка), так и в материале начального полимера. Добиться стабильного качества требуемых характеристик у стяжек различных производителей – невозможно. Что при использовании большого количества хомутов (сотен и тысяч даже на одном объекте), обязательно приведет к разнице их характеристик, возможно, не заметных внешне. В этом случае, пластиковые хомуты могут разорваться даже на этапе заливки бетона, что приведет к недопустимому нарушению пространственной решетки арматуры.
  3. Строительная сфера в части регламентации строительных материалов консервативна в первую очередь потому, что её конечная цель – строительство объектов на десятилетия. И несоблюдение даже мелких требований, в конечном итоге, через много лет эксплуатации, может привести к разрушению конструкции. Будет очень интересным провести контрольное «вскрытие» фундамента или плиты перекрытия через 20-30 лет, где арматура была связана пластиковыми хомутами. Есть основания полагать, что и коррозия арматуры будет большей, и увеличится «пористость» бетона не только вокруг места соединения, но и распространяясь от него в стороны вдоль арматуры.
  4. Работа с пластиковыми хомутами на морозе приводит к их разламыванию.

Вязка арматуры пластиковыми хомутами считается ненадежной и недопустима в профессиональном строительстве, как неподходящая под требования СНиПов по физическим параметрам, и не прошедшая проверку временем.

Междуэтажный армированный пояс

Этот вид конструкции выполняется для плитных или балочных перекрытий. К главным назначениям перекрытий, относится восприятие и передача нагрузки собственного веса, интерьера, людей на стены, деление внутреннего пространства зданий на этажи, перекрытие пролетов. Это несущая конструкция, опирающаяся на наружные и внутренние стены по всему периметру.

Основой для заливки армопояса служит опорная поверхность несущих стен, воспринимающая всю массу бедующего строения. Общие требования:

  • установка производится на всем периметре будущего здания, с учетом внутренних стен;
  • для наружных несущих стен используются блоки с плотностью не ниже D-500;
  • высота, делается по высоте газобетона, или допускается меньше (200-400 мм);
  • ширина пояса – 500 мм (возможно уменьшение на100-150 мм);
  • рекомендуется делать армопояс квадратным (в сечении), такая форма более стойка, хорошо держит механические нагрузки;
  • арматурный каркас ложится на подставки (кирпич, куски блоков, пластиковые фиксаторы) высота 3 см, чтобы не касался стен, таким образом, создается так называемый защитный бетонный слой;
  • для заливки используется бетон не ниже марки B-15.

Опалубка для заливки бетонного раствора с армирующей сеткой Источник parki48.ru

Армопояс для газобетона под балки перекрытия, заливается в заранее приготовленную опалубку. Такой каркас делается из:

  1. Пластика.
  2. Алюминия.
  3. Железа.
  4. Фанеры.
  5. Дерева.
  6. Блоков газобетона.

Опалубка из дерева

Этот вид опалубки, используется чаще всего. Это наиболее дешевый и востребованный вариант. Устанавливая двухсторонний съемный деревянный каркас (шиты из дерева), его крепят саморезами по обеим сторонам стены (к блокам газобетона). Верхняя часть стягивается деревянными перемычками (шаг 800-1000мм). Это нужно, что бы при заливке бетон не раздвигал конструкцию.

Опалубка из дерева наиболее распространенный вариант из-за своей доступности Источник two-room.ru

Арматурный каркас (диаметр арматуры 8-14 мм), выполненный в форме «лесенки» (соединение перемычками с шагом 5-7см), укладывается в подготовленное пространство. Прутья вяжется между собой, используя вязальную проволоку (каждые полметра), формирую квадратную форму. Использовать сварку не рекомендуется, из-за ржавления мест сварочных швов в бетоне. Для балочных перекрытий (при не высокой нагрузке), вполне хватает каркаса из двух прутьев, с высотой монолита – 30 см. Для перекрытия плитами, используется армопояс с повышенной надежностью (4 прута и монолит – 40 см).

После снятия опалубки, наружная стена утепляется вместе с армопоясом. Если при отделке наружные стены только штукатурятся, то для удаления «мостика холода», опалубка сдвигается вглубь стены. А в образовавшуюся нишу, потом устанавливается утеплитель.

Можно использовать одностороннюю съемную опалубку. В этом случае наружную функцию выполняют газобетонные блоки (10 см толщиной). Они укладываются на нижний ряд, с помощью клея. С внутренней стороны крепится деревянный каркас. После чего укладывается утеплитель (5 см) и арматура. Верх, так же стягивается перемычками.

Способы вязки арматуры

Существует несколько методов скрепления прутков и сетки своими руками:

  • сварка рамок и стержней;
  • вязка проволокой;
  • соединение на пластиковые хомуты.

Способы вязки арматуры выбирают исходя из характера фундамента и собственных возможностей. Для сварки нужно уметь работать со сварочным агрегатом, в то время как проволока – инструмент, доступный начинающему строителю.

Преимущества и недостатки соединения сваркой

Связка арматуры для фундамента сваркой – метод надежный и эффективный.

Достоинства его несомненны:
швы по прочности ничем не уступают прочности стержня;
полученный каркас не имеет слабых звеньев, все связки одинаково прочны;
метод одинаково надежен как при строительстве многоэтажных зданий, так и маленьких коттеджей.

Недостатки существенные:
чтобы правильно соединить элементы каркаса, нужен опыт сварщика. Далеко не все владеют им;
способ не годится, если для усиления используется стеклопластиковая арматура;
сварка – работа грязная, опасная и занимает немало времени.

Этот способ обычно выбирают, когда имеют дело с объемным громоздким каркасом, рассчитанным на большую нагрузку.

Плюсы и минусы соединения методом вязки

При сооружении одноэтажных коттеджей укладка и вязка арматуры чаще выполняется проволокой. Берется для этого проволока нужного диаметра, необязательно оцинкованная, так как весь каркас все равно будет погружен в толщу бетона.

Вязальная проволока

Преимуществ у такого метода масса:
для вязания арматуры своими руками не нужен большой опыт или специфические умения;
работа отнимает минимум времени, так как, по сути, строителю нужно лишь затянуть проволокой 2 стержня;
легко устранить возможные недочеты: проволока разматывается или перекусывается кусачками;
укладку и вязку можно выполнять прямо в опалубке.

Минусы метода:
каркас получается не слишком жесткий. При переносе крупных сегментов конструкция нередко расшатывается и дозатягивать крепления приходится повторно;
не годится для усиления тяжелых конструкций, рассчитанных на высокую нагрузку.

Особенности соединения арматуры пластиковыми хомутами

Самые легкие фундаменты усиливают тонкими прутками или даже сеткой. Здесь выгоднее использовать пластиковые хомуты. Они просты, легки, обеспечивают надежную фиксацию. А для их установки не нужны ни усилия, ни опыт.

Фиксация арматуры пластиковыми хомутами

На деле недостатков у такого способа очень много:

  • пластик чувствителен к низкой температуре, на холоде он лопается. Поэтому ставить хомуты можно только в теплую погоду;
  • если каркасов несколько и они имеют большие размеры, хомутов понадобится много, что заметно увеличит стоимость армировки;
  • передвигаться по готовой конструкции нельзя, потому что пластик не настолько прочен.

Нюансы вязки конструкций под заливку плитного фундамента

Армирование монолитных опорных оснований плитного типа выполняется в виде одного или двух рядов сеток в зависимости от проектного решения. Поэтому в такой конструкции арматурные пруты не рассматриваются как продольные и поперечные. Для поднятия нижней сетки над гидроизоляционным слоем на арматуру через каждые полтора-два метра одевают вертикальные стойки фиксаторы из пластика. Это позволяет установить арматурный каркас строго в горизонтальной плоскости на заданной высоте.

В шведской и финской утепленной плите (подробнее о ней в этой статье) необходимо предусмотреть пересечение прутов плиты с арматурным каркасом боковой опорной ленты. Для этого пруты нарезают длиннее, напускают их на вертикальные боковые арматурные каркасы и связывают проволокой.

Как посчитать реальную выгоду при использовании композитной арматуры

Часто допускается ошибка при подсчете прямой выгоды выбора того или иного типа арматуры, если в расчет берется только цена за погонный метр. А ведь учитывать следует все расходы: на погрузку и разгрузку, на транспортировку, электроэнергию и т.д. Если сделать правильный расчет, видно, что экономия при выборе пластиковой арматуры значительно превышает разницу в стоимости за погонный метр .

Для расчета возьмем воображаемую плиту 10м х 10м, то есть площадью в 100 квадратных метров, и рассчитаем затраты на стальную и стеклопластиковую арматуру. Причем расчет сделаем на шаг 200 в обоих направлениях (X и Y) и обеих зонах (верхней и нижней). Все расчеты делаем для арматур А-500СП, Ø 12 мм (стальной) и АКП-СП, Ø 8 мм (стеклопластиковой).

Диаметр стеклопластиковой арматуры берем меньше, потому что при равных диаметрах ее прочность на разрыв превышает в три раза этот же показатель стальных стержней. Согласно расчетам 8-миллиметровая пластиковая арматура имеет прочность на разрыв такую же, как 12-миллиметровая стальная (это называется «равно прочностная замена»).

Проведя дальнейшие расчеты, мы узнаем, что для заливки нашего воображаемого фундамента нам потребуется 2000 погонных метров (200 хлыстов Х 10 метров) арматуры любого типа.

Стандартная схема армирования

После того как определились с тем, какая арматура нужны для ленточного фундамента дома, следует разобраться с ее установкой. Для этого существует универсальная схема армирования, которая подходит практически для любого строения на ленточном фундаменте.

  1. На дно заранее выкопанной траншеи выкладываются кирпичи высотой 5 см.
  2. На кирпичи продольно укладываются стальные прутья большого диаметра.
  3. С шагом примерно 50 см на уложенные прутья крепятся горизонтальные перемычки меньшего диаметра.
  4. К углам образовавшихся ячеек прикрепляются вертикальные пруты.
  5. К вертикальному укреплению привязываются длинные прутья.

Для того чтобы конструкция получилась максимально прочной, следует соблюдать технологию, указанную в СНиП .

Соединение прутьев между собой может выполняться путем сварки или вязки проволокой. Второй метод значительно экономичнее, хотя по качеству не уступает классической сварке. Для его осуществления используется вязальная проволока, из которой образуются петли. В них продеваются прутья, после чего свободный край проволоки несколько раз перекручивается. Значительно упрощает задачу использование специального крючка.

Как соединять арматуру в фундаменте

В промышленном строительстве металлические прутья арматуры обычно соединяют в единый каркас посредством точечной электрической сварки. Это позволяет фиксировать места пересечения прутьев с высокой скоростью. Однако это способ имеет и свои ограничения:

  • Во-первых, соединять сваркой можно не все типы металлической арматуры, а только ту, которая имеет в своей маркировке буку «С» — «сварка».
  • Кроме того, сварка металлических прутьев арматуры является жестким средством фиксации, однако силовой каркас должен в местах пересечения прутьев должен иметь небольшую степень свободы. Между тем сварка фиксирует прутья без люфта.
  • Еще одним недостатков сварки арматуры является потеря прочностных свойств металлического прутка в месте сварки.

Также популярным способом соединения металлических прутьев арматуры в местах ее пересечения в каркасе является вязка. Она проводится с помощью вязальной проволоки, из которой формируются и закручиваются петли в каждом месте пересечения металлических прутков каркаса.

Свежим способом фиксации пересечения металлических прутьев является использование пластиковых строительных хомутов. Это очень быстрый способ фиксации, а также сравнительно дешевый.

Вязка арматуры — фото

При соединении прутьев каркаса в угловых частях фундамента их необходимо соединять внахлест, с загибанием прутьев, без их простого пересечения. Читайте статью — как связать арматуру для фундамента.

Это интересно: Арматура класса а1 и ее особенности

2 Сборка металлического каркаса

Арматура в фундаменте устанавливается по-разному. Как правило, изначально собирается металлический каркас из арматуры, который затем устанавливается в опалубку. Способ сборки каркаса тоже может быть различным.

Сборка металлического каркаса

При промышленном строительстве зданий и сооружений металлические прутки собираются в каркас при помощи точечной сварки. Это позволяет быстро собирать металлическую конструкцию. Однако такой способ имеет свои нюансы. Во-первых, сварить каркас можно только из тех стержней, которые имеют в маркировке букву «С». Во-вторых, с помощью сварки получается жесткое соединение, что относится к недостаткам. Постоянное воздействие нагрузки требует наличия люфта в местах соединения, что исключается при сварке. В-третьих, в месте сваривания прутки теряют свою первоначальную прочность.

Вторым популярным способом создания каркаса является вязка стальных стержней. Для выполнения процесса используется специальная вязальная проволока. С ее помощью создаются и закручиваются петли в местах пересечения стальных стержней.

Вязка стальных стержней

Обвязка фундамента, в отличие от сваренного каркаса, имеет люфт, что оставляет небольшую свободу движения. Изготавливать ее можно из любой арматуры, а прочность прутков сохраняется на первоначальном уровне.

Как изготовить надежный каркас для фундамента

Для того чтобы правильно изготовить основу для ленточного фундамента, для которого будет использоваться стеклопластиковая арматура, можно просмотреть обучающее видео и воспользоваться несложными рекомендациями. Итак, алгоритм изготовления такого каркаса выглядит следующим образом.

Прежде чем вязать арматуру, необходимо составить чертеж своего будущего каркаса и нарезать все элементы для его изготовления по точным размерам.
Поперечные прутья нижнего слоя арматурного каркаса позиционируют при помощи специальных фиксаторов. Устанавливать такие элементы можно как до начала сборки арматурного каркаса, предварительно вымерив размер его ячеек, так и после его готовности.
Размер ячеек зависит в первую очередь от размеров ленточного фундамента, который вы собираетесь укреплять. Такой размер может варьироваться в достаточно широких пределах: 15–30 см.
Продольные прутья арматурного скелета перед тем, как вязать, лучше предварительно разложить на земле и сделать на них отметки маркером в тех местах, где к ним будут фиксироваться поперечные элементы. Начав вязать арматуру, следует следить за тем, чтобы элементы фиксировались друг с другом строго под прямым углом.
Поперечные перемычки нужно вязать с продольными элементами каркаса с их нижней стороны. Чтобы армирующий скелет и, соответственно, будущий фундамент получился надежным и устойчивым, пластиковые хомуты или вязальную проволоку в местах соединений следует вязать потуже.
Изначально изготавливаются горизонтальные слои армирующего каркаса, только потом следует вязать их между собой вертикальными перемычками

Фиксировать вертикальные перемычки также необходимо с внутренней стороны ячеек каркаса, это позволит вам получить в итоге надежную и устойчивую конструкцию, которая не разъедется в процессе заливки бетона и будет отлично выполнять свои армирующие функции.
Углы — это особое место армирующей конструкции, и им необходимо уделить отдельное внимание. Стеклопластиковую арматуру не рекомендуется самостоятельно гнуть под воздействием нагрева, что может самым негативным образом сказаться на ее прочностных характеристиках

Поэтому угловые элементы арматурного скелета лучше вязать из уже гнутых прутков, которые сегодня можно приобрести, либо аккуратно выполнять изгиб без теплового воздействия.
После того, как арматурная конструкция будет полностью готова, ее необходимо аккуратно поместить во внутреннюю часть уже подготовленной опалубки.

Схема армирования углов ленточного фундамента

Схема армирования примыканий ленточного фундамента

Если вязать элементы арматурного каркаса при помощи проволоки, то для облегчения своего труда можно изготовить вязальный крючок, для чего удобно использовать старую отвертку. Как сделать такой крючок и вязать с его помощью арматурный каркас, так же можно ознакомиться по соответствующему видео.

Изготовление армирующего каркаса из прутков, которые сделаны из стеклопластика, — несложный процесс, о чем можно судить даже по обучающему видео, где подробно показано, как его вязать. Для работы с таким материалом, как стеклопластик, вам не потребуются специальные инструменты и сложное оборудование, его легко резать и вязать, он обладает более легким весом, чем арматура, изготовленная из металла.