Случилась авария: кто понесёт ответственность?
Чтобы найти виновного в аварии, следует установить, из-за кого она произошла: виновен собственник жилья либо ЖЭК. Если собственник замечает плохое состояние отопительных труб, обязан незамедлительно сообщить об этом сотрудникам ЖЭКа, вызвав специалиста.
Нужно, чтобы вызов рабочих оформлялся официально:
- составляется заявка, регистрируется, затем назначается время ремонта;
- после завершения ремонта батареи собственник получает на руки акт приёмки работы;
- акт визируется одновременно хозяином жилья и сантехником.
Если соблюсти все этапы, то ответственность за некачественную установку отопительных приборов понесёт УК.
Исходя из полученных результатов проверки, коммунальщики обязаны выдать итоговый акт. Когда владельцы не пропускают специалистов в квартиру, это законодательство будет расценивать, как ненадлежащее использование коммуникаций. Ответственность ляжет на собственника.
Разборка старого радиатора
Вообще, процесс разборки старого чугунного радиатора отопления осуществляется точно так же, как и нового. Но проблема в том, что все соединения со временем покрываются накипью и практически спаиваются друг с другом. Вследствие этого обойтись одним лишь сантехническим радиальным ключом становится просто невозможно.
Кроме того, в работе появляется дополнительный пункт — промывка. Старый радиатор, в любом случае, забит изнутри всякой грязью. Поэтому, если уж вы взялись его усовершенствовать. то необходимо позаботиться об очистке оборудования, это позволит ему работать гораздо дольше и качественнее.
Производить промывку желательно на улице, так вы убережете ванну от повреждений. Процедура осуществляется с помощью обычной проточной воды, ничего сложного в этом нет. А вот дальнейший процесс может весьма озадачить. Если вы обнаружили, что гайки крепко сроднились с радиатором и не желают с ним разлучаться, то можете применить три разных способа для того, чтобы разбить этот союз:
- прикипевшее соединение можно разделить с помощью нагрева. Для этого вам понадобится или паяльная лампа, или строительный фен. Первый вариант гораздо эффективнее в работе, но и второй может дать необходимый результат. С помощью этого вспомогательного оборудования прогрейте необходимое вам место соединения по периметру, а затем сразу попробуйте удалить гайку, не дожидаясь остывания. Если сразу не помогло, повторите ту же процедуру еще несколько раз, после каждого захода снова пытаясь разобраться с проблемой. При этом учтите, что работа с раскаленным металлом очень опасна. не забудьте обезопасить себя с помощью защитной одежды — рукавиц и фартука — и специальных очков,
- если предыдущая процедура не помогла, то придется пытаться решить задачку более радикальным методом — распилом. В качестве инструмента для этого вам понадобится ножовка по металлу или болгарская пила. Болгарка прекрасно справляется с распиливанием металла, но тут снова следует учесть хрупкость чугунной батареи — если пилить одно и то же место слишком долго, то материал может просто растрескаться, и придется выбрасывать весь радиатор. Чтобы подобного не произошло, следует делать пропилы поэтапно, давая батарее немного отдохнуть после каждого захода. А вообще. если у вас есть возможность потратить значительное количество времени и сил, то лучше воспользоваться для распила ножовкой по металлу. Конечно, это гораздо более муторный и долгий процесс, чем в случае с болгаркой. Но зато отсутствует риск повредить радиатор в тех местах, где это вовсе не требуется,
- третий вариант еще более брутален. Если нагрев не помог решить проблему, а распил по каким-то причинам невозможен, то выход один — просто разбить нужную секцию. Это делается с помощью кувалды. Естественно, лупить со всего размаха не стоит, поскольку в этом случае вы останетесь без батареи. Действовать нужно аккуратно и не торопясь, начиная с середины секции и постепенно доходя до места ее соединения с соседней. Как и в случае с паяльной лампой, не забудьте надеть защитные очки — даже при аккуратном разбивании есть риск того, что какой-нибудь из осколков резко отскочит.
Дорогие читатели, теперь вы знаете, как правильно разобрать чугунную батарею, даже если она втрое старше вас и яростно желает сохранить свою целостность. Сборка осуществляется, в общем-то, точно так же, но в обратном порядке.
Даже если радиатор совсем новый, все места соединений перед сборкой необходимо тщательно зачистить с помощью наждачки. А уж в случае со старой батареей это вообще обязательная процедура. Кроме того, желательно заменить все прокладки. Если до этого стояли резиновые, то замените их на более современные, сделанные из силикона или паронита. Эти материалы гораздо меньше подвержены деформации и обладают очень большим сроком эксплуатации.
Как вы уже поняли, самое важное в процессе разборки чугунного радиатора отопления — это аккуратность. Хрупкость материала требует исключительно неспешного подхода
Кроме того, не забывайте и о безопасности, которая, как известно, превыше всего. При правильном подходе к процессу ваш чугунный радиатор будет служить долго и качественно. Успехов!
голоса
Рейтинг статьи
Сгоны
Как снимают радиатор, подключенный к подводкам сгонами?
- Строньте трубным ключом №1 — №2 контргайки на подводке. На контргайках всегда правая резьба, независимо от их расположения относительно радиатора;
- Сгоните контргайки до конца резьбы сгонов. Если наслоения краски и ржавчина мешают сделать это, предварительно прогрейте подводку строительным феном, паяльной лампой или импровизированной газовой горелкой из баллончика и насадки к нему;
Слева — исходное положение, справа — согнанная по резьбе контргайка.
- Удалите с резьб остатки спрессованной подмотки (обычно старые резьбы подмотаны пропитанным свинцовым суриком сантехническим льном). Это можно сделать плоской отверткой или ножом;
- Строньте и сгоните вслед за контргайками радиаторные пробки. При одностороннем подключении обе проходные пробки с правой резьбой, а вот при диагональном одна из проходных пробок — левая. На обратный ход резьбы указывает буква «л» на плоскости второй пробки, расположенной с той же стороны радиатора.
Буква «Л» говорит о левой резьбе.
Чтобы отвернуть чугунную пробку, используйте трубный ключ №3-№4. Если она не страгивается, прогрейте коллектор первой секции. Дальше на вашей стороне сыграет тепловое расширение: диаметр коллектора незначительно увеличится, и резьба стронется с небольшим усилием.
Будьте готовы к тому, что из вскрытой батареи вытекут остатки воды вместе с грязью.
При выкручивании левой пробки вас ждет неприятный сюрприз: вращая ее, вы одновременно будете вкручивать сгон в радиатор. Если со стороны подводки есть резьбовое соединение — не выворачивайте радиаторную пробку, а выверните из муфты или уголка сгон. Он уйдет в отверстие в пробке, а затем, после демонтажа батареи отопления, вывернется без всяких усилий.
Диагональное подключение на сгонах. Слева нужно не выкручивать пробку, а разбирать ближайшую к ней резьбу на подводке.
Что делать, если донышко чугунной пробки отломилась, а резьба осталась внутри секции?
- Прогреть коллектор;
- Приставив зубило к чугунной детали по касательной по ходу ее выкручивания, ударами молотка провернуть на несколько оборотов;
- Когда край резьбы покажется из коллектора, вывернуть ее пассатижами.
Нередко длинная резьба на конце подводки вблизи контргайки оказывается изъеденной ржавчиной или украшенной свищом. Что делать в этом случае?
Нам понадобятся:
Латунная или чугунная муфта соответствующего диаметра;
Латунная муфта. Размер — 1/2 дюйма.
Короткий сгон с длинной и короткой резьбами. Лучше — латунный. Да, его цена в два-три раза выше, чем у стальной детали, но это компенсируется практически неограниченным сроком службы.
Латунный сгон ДУ 15.
Способ ремонта подводки предельно прост:
- Отрезаем с подводки резьбу, оставив только первые пять ниток;
- Прогоняем резьбу плашкой;
- Подматываем;
Состояние пропитанного краской льна после нескольких десятилетий службы.
- Наворачиваем муфту;
- Вкручиваем в муфту подмотанную короткую резьбу сгона.
Что делать, когда батарея на сварке
Сварным швом обычно раньше крепились конвекторы. Чтобы их демонтировать, желательно вооружиться болгаркой с диском для резки стали. Можно, в крайнем случае, взять ножовку по металлу, но работать будет гораздо тяжелее. Подводка просто перерезается
Главное и очень важное условие при этом — делать это надо строго под прямым углом
Чтобы поставить новую батарею, надо будет делать новую резьбу. Это не сложно, как на первый взгляд кажется, но, конечно, срезать батарею гораздо быстрее.
Пошаговая инструкция, как сделать новую резьбу:
С помощью болгарки или обычного напильника снимается пологая фаска на торце трубы;
Для облегчения процесса на то место, где будет нарезаться труба, наносится смазка (подойдёт та, которая используется для швейной машинки);
Плашку осторожно надевают вперёд держателем;
Теперь нужно зажать подводку трубным ключом. Это делают обязательно, иначе при нарезки можно оторвать стояк от батарей, которые крепятся к нему с помощью американок (в соседней квартире). Последствия, конечно, будут плачевны.
Далее нарезается резьба
Нельзя забывать удерживать подводку или стояк. Главное при этом — не спешить, делать всё аккуратно, не пережимать. Обычно достаточно сделать пять витков.
Последствия, конечно, будут плачевны.
Далее нарезается резьба. Нельзя забывать удерживать подводку или стояк. Главное при этом — не спешить, делать всё аккуратно, не пережимать. Обычно достаточно сделать пять витков.
Что важно помнить
Конечно, учитывая тот факт, что система отопления не является собственностью хозяина квартиры, вносить туда самостоятельные несогласованные изменения он не может. Но если уж начался процесс ремонта, замены или согласования, лучше сразу добавить некоторые детали, которые в дальнейшем будут весьма полезны. Полезные советы:
- На каждую батарею обязательно установите кран Маевского. Это такое небольшое устройство, которое ставится в верхний свободный разъём на радиаторе и служит для стравливания воздушных пробок. Если батарею вдруг заполнит воздух, вы сможете легко и быстро продуть её не вызывая специалистов и не тратя деньги и время;
- Байпас. Ещё одна хитрость. Обязательно настаивайте на том, чтобы он был установлен. Представляет собой обводной контур, который позволит, в сочетании с игольчатыми вентилями и другими приспособлениями облегчить вам обслуживание и настройку батареи;
- Краны и муфты на вводе трубы из магистрали в радиатор. Обязательно установите эти устройства в комплекте с байпасом, они очень пригодятся в дальнейшем.
Байпас и краны – этот тот набор инструментов, который позволит вам с лёгкостью регулировать движение теплоносителя внутри каждого конкретного радиатора, вплоть до его полной остановки – что согласитесь весьма полезная функция, позволяющая настроит обще домовую сеть отопления под свои нужды.
Резьбовые муфты, установленные после кранов, позволят отключать радиатор от общедомовой сети и снимать его для замены или обслуживания, в случае возникновения протечек и других аварийных ситуаций.
Установка регуляторов температуры на батареи отопления
Установка терморегуляторов для радиатора состоит из двух частей: установка клапана и установка управляющего элемента.
Клапан терморегулятора врезается непосредственно в подающий трубопровод батареи. Прежде всего, требуется перекрыть приток теплоносителя и спустить воду из радиатора. Далее необходимо вырезать фрагмент подающего трубопровода и установить на это место клапан. Для однотрубных систем отопления придется также установить обход – байпас, перемычку между подающим и отводящим трубопроводами. Байпас позволит теплоносителю без препятствий циркулировать по отопительной системе дома, даже если Вы отключите теплоподачу у себя в квартире.
Как видите, установка радиаторного клапана требует определенных навыков или привлечения специалиста. А вот с управляющим элементом, будь то термоголовка или термостат, все намного проще: он просто прикручивается к клапану на резьбу или вставляется в специальные пазы и защелкивается. Первый способ распространен значительно шире, так что, если Вы хотите иметь возможность выбирать из большего ассортимента управляющих элементов и не ограничиваться одним производителем, выбирайте клапан с резьбой.
Некоторые производители батарей отопления оснащают свою продукцию заводскими клапанами, к которым можно докупить любую подходящую по резьбе термоголовку. Если Вы недавно заехали в новостройку, изучите свои батареи, вполне может оказаться, что это именно Ваш случай.
Установка регуляторов на радиаторы отопления имеет еще несколько тонкостей. Вот самые важные из них:
- Выбирайте терморегуляторы с возможностью полной блокировки потока теплоносителя: она может понадобиться для обслуживания радиатора. Другой вариант: установить перед клапаном механический регулятор — шаровой кран.
Кто должен осуществлять замену батареи?
Когда происходит протечка радиаторных труб, встаёт резонный вопрос о том, кто именно, согласно букве закона, обязан заменять отопительный прибор:
- когда квартира находится в частной собственности;
- когда квартира находится в государственной собственности.
Квартира в частной собственности: как менять радиатор
Батареи, по закону, считаются общедомовой собственностью, если не учитывать важный нюанс.
Сложно добиться переустановки отопительного прибора посредством ЖЭКа. Для спасения от замерзания и «потопа» придётся ремонтировать за собственный счёт. Но, при отсутствии крана, позволяющего осуществлять отключение подачи воды в батарею, замену должен производить ЖЭК.
Согласно практике, придя на вызов по поводу протекающего радиатора, сотрудники УК, снимая аварийный прибор, устанавливают заглушку и предлагают переждать до замены батареи. Коммунальщики надеются на то, что, устав ждать, собственник сам осуществит замену: особенно, если авария произошла зимой.
Чтобы появились шансы на успех в «сражениях» с коммунальщиками, следует заручиться поддержкой опытного юриста.
Квартира муниципальная: замена радиатора
Если жильё не приватизировано, то, в случае протекания, низкой теплоотдачи и износа радиаторов, ремонтировать их должен владелец квартиры. Поэтому жильцы муниципального жилья обязаны располагать исчерпывающей информацией о том, кому именно принадлежит дом, и кто занимается его обслуживанием.
Жилец – это всего лишь наниматель квартиры. Поэтому не обязан оплачивать ремонт из собственного кошелька.
Согласно ст. № 65 ЖК РФ, наймодатель жилья, на основании соглашения социального найма, обязан осуществлять достойное содержание и ремонтные работы общедомовой собственности.
Как разобрать старый чугунный радиатор
Наибольшее количество проблем возникает при разборке чугунных радиаторов отопления, прослуживших не один десяток лет. Чугун исправно служит и практически не изнашивается при контакте с теплоносителем, но из-за большого количества ржавчины и грязи, выпадающих на внутренней поверхности, эффективность теплоотдачи падает в разы. В идеале такую систему можно разобрать, промыть и установить на место. Один из способов разобрать старые чугунные батареи приведен на видео:
https://youtube.com/watch?v=hsafUiN-Cfw
Демонтаж батареи
К сожалению, разобрать сгоны-муфты, на которых чугунная батарея подключена в систему отопления, с помощью копчиковых ключей или любым другим инструментом в домашних условиях явно не получится.
В теории существуют вибрационные электрические машины, способные разбирать прикипевшую и приржавевшую сантехническую арматуру, но в обиходе найти такой аппарат сложно. Профессионалы выжигают муфты паяльной лампой или газовой горелкой. Примерно в половине случаев сгоны удается отвернуть и разобрать, в остальных случаях трубы приходится резать болгаркой.
Как снять пробки
Для того чтобы размонтировать секции, необходимо получить доступ к ниппелям. Для этого батарею выносят в безопасное место и выжигают заглушки пропановой горелкой.
Греть нужно 5-10 минут
Для того чтобы отвернуть пробку, нужно греть именно ее корпус, а не секции. Металл должен разогреться докрасна, только в этом случае выгорает уплотнитель и грязь. Не дожидаясь, пока чугун остынет, на шестигранную основу заглушки накидывают ключ и с помощью ломика выкручивают ее из тела секции.
Как вывернуть ниппеля
Наиболее сложный этап во всей процедуре разборки батареи. Ниппеля можно вывернуть через открывшиеся отверстия, или разрезать секцию на две части, как на видео:
https://youtube.com/watch?v=1vgvHmzmmCk
Все зависит от того, насколько старый чугун, и как долго эксплуатировались радиаторы.
В худшем случае разобрать корпус с помощью ключа не удается. В такой ситуации приходится разрезать с помощью болгарки место соединения секций. Если резать аккуратно и тонким кругом, то «щеки» секций не пострадают. Будет удалено уплотнение и прорезан корпус резьбовой вставки.
В этом случае внутри секций останутся куски ниппеля, которые можно надрезать ножовкой по металлу и выбить из корпуса с помощью зубила и молотка. Жалеть вставки не следует, это расходный материал и подлежит замене в любом случае.
Отключение подачи теплоносителя
Перед раскручиванием труб необходимо полностью слить воду
Перед тем как открутить батарею, отключают систему и сливают воду. В индивидуальном отоплении, чтобы снять батарею, опорожняют контур от печки.
- В квартирах новой постройки есть отдельный контур. Вода перекрывается краном, врезанным на пути от стояка до радиатора.
- В старом жилом секторе вода отключается в общем стояке, а вентиль находится в подвале.
- Последние установки проходят с врезкой байпаса на батарее. Открывается указанный вентиль, перекрывается кран подачи теплоносителя, через 5-7 минут отключается клапан на выходе.
Верхнее подключение
Верхнее подключение
В этом варианте разводки запорный вентиль располагается на чердаке. Он перекрывается, но заглушка остается на месте. В подвале отключается общий стояк и раздача обратки. На чердаке заглушка поворачивается на пару оборотов и нужно подождать, пока снизится давление воды, стекающей по нарезке. Уменьшение напора говорит об исправности запорных устройств.
Заглушка откручивается полностью. Зависший теплоноситель сольется после вскрытия подводящей трубы к батарее.
Нижнее подключение
Нижнее подключение
Перекрывается стояк, на котором меняется радиатор, и два соседних. На смежных вертикальных трубах перекрываются вентили, чтобы обнаружить парный стояк. Затем откручивается заглушка на своем и поочередно запускаются краны на соседних. Открытие запорного устройства на парном стояке приведет к сбросу теплоносителя. Этот кран закрывается, запускается второй.
Седельное или нижнее подсоединение выполняется при двухтрубной системе, на выход и вход труб монтируется клапан для отключения. Перекрывается вентиль, отсоединяются патрубки, трубы смещаются в стороны или вниз, радиатор снимается с кронштейнов.
На американках
Подключение с использованием крана-американки
Гайки имеют правую резьбу и свинчиваются при помощи трубного или рожкового ключа. Снять батарею отопления в квартире на американках можно за небольшой промежуток времени. Подводящие трубы отделяются от пробки радиатора на 3-5 мм, затем батарея снимается с крюков. Иногда требуется усилие, чтобы распрямить подводки из стали в случае диагонального подключения.
Американка для труб из полипропилена характеризуется наличием прижимной гайки, в отличие от остальных фитингов. Для отсоединения отопительного оборудования она выкручивается, пока не станет свободным ответный участок. Затем из батареи вынимается часть патрубка.
Батареи на сгонах
При сварном соединении для снятия радиатора используют болгарку
Если подключение с одной стороны, проходные пробки имеют правую нарезку резьбы. Диагональное подсоединение характеризуется тем, что одна из втулок будет иметь левую. На противоположное движение указывает буква Л на поверхности пробки, находящейся на той же стороне.
Применяется трубный ключ для вращения чугунной пробки. Иногда требуется подогрев коллектора правой секции, что приведет легкому отвинчиванию. Сгон одновременно завинчивается в радиатор при откручивании левой втулки. Если на подводке есть резьба, конверторная пробка не вынимается, а сгон демонтируется из муфты. Он задвинется в пробочное отверстие, а после снятия батареи выйдет из гнезда без усилий.
Батарея на сварке
Сварное соединение относится к неразборным видам, поэтому места подводок перерезаются болгаркой или ножовкой. Для электроинструмента используется круг для работы по металлу. Рез направляется под прямым углом к продольной оси. Новая резьба выполняется для подсоединения батареи из чугуна или биметалла, может потребоваться удлинение подводного и отводящего участка с помощью сварки.
А можно всех посмотреть
Почему мы говорим о разных способах демонтажа радиаторов?
Чем различаются способы их подключения?
- Используемыми фитингами. Традиционно для монтажа чугунных радиаторов советского образца использовалась связка из сгона (патрубка с длинной резьбой) и контргайки, сейчас батареи чаще подключают американками — быстроразборными фитингами с накидными гайками;
На фото — подключение алюминиевого секционного радиатора американкой.
Подключение на сгонах.
Расположением подводок относительно радиатора. Подключение может быть односторонним и двухсторонним
Это важно при монтаже на сгоны: одна из проходных радиаторных пробок будет иметь левую резьбу.
Особый случай
- В многих домах 80-90х годов постройки в качестве отопительных приборов используются конвекторы. Конвектор представляет собой змеевик из стальной трубы того же диаметра, что и стояк, с увеличивающим теплоотдачу оребрением. Типичный способ соединения конвектора и стальной подводки — стыковый сварной шов.
Отопительный прибор соединен со стояком сварными швами.
Правила размещения радиатора
Батареи ставят чаще всего под окном, чтобы компенсировать потери тепла при поступлении холодного воздуха через проем.
При этом нужно выдерживать следующие расстояния:
- от стены – 20 мм;
- от пола – 120 мм;
- от подоконника – 100 мм или больше.
Желательно, чтобы подоконник не слишком перекрывал радиатор для эффективной циркуляции воздуха в помещении. Эти цифры – только рекомендации, они могут быть больше или меньше, хотя заметные изменения могут отразиться на теплоотдаче конструкции.
Теплоотдача батареи может изменяться в зависимости от способа установки. Если расстояния выдержаны правильно, прибор отдаст больше тепла
Чтобы улучшить ситуацию, рекомендуется покрыть стену за радиатором отражающим материалом, например, пенофолом. Хотя некоторые мастера считают эту меру бесполезной. А вот красивый декоративный экран станет препятствием для теплого воздуха, от него лучше отказаться. Современные батареи смотрятся вполне привлекательно, не имеет смысла их прятать.
Устройство батареи
Каждая секция соединяется с последующей с помощью двух ниппелей с наружной резьбой 5/4 дюйма. Ниппель до середины имеет правую резьбу, далее — левую резьбу. Между двумя секциями на каждый ниппель одевается резиновая или паронитовая прокладка. Учитывайте, что после демонтажа использовать её больше нельзя, нужно перед сборкой заранее купить новые. Некоторые говорят, что их можно вырезать самостоятельно из куска резины, но, учитывая их стоимость, лучше использовать готовые заводские.
Внутренняя часть ниппеля сделана следующим образом:
- диаметр 32 мм;
- две дополнительные насечки (усики), уменьшающие диаметр до 26 мм.
Насечки сделаны для того, чтобы ниппель можно было вкрутить или выкрутить с помощью специального ключа.
Схема отвинчивающихся элементов радиатора: а) — проходная пробка под ключ 36 мм; б) — глухая пробка под ключ 55 мм; в) — ниппель
Собранный радиатор имеет в качестве заглушек 4 пробки. Две из них — глухие, с левой резьбой
При демонтаже важно понимать, что эти пробки закручиваются в левую сторону, то есть, против часовой стрелки, а откручиваются — в правую, то есть, по часовой стрелке. Внешняя часть глухой пробки имеет вид шестигранника размером 55 мм
Две другие заглушки — сквозные. Через них подается вода в радиатор. Диаметр входных отверстий может быть разным. Резьба, соответственно, нарезается 3/4 дюйма или 1/2 дюйма, в зависимости от подходящей к батарее трубы.
У сквозных заглушек правая резьба. То есть, закручиваются они в правую сторону, или по часовой стрелке. А откручиваются — в левую, или против часовой стрелки. Внешняя часть сквозной пробки имеет вид шестигранника под ключ 36 мм.
Инструменты, которые понадобятся при разборке чугунной батареи:
- Рожковый ключ 36 мм. Ключ достаточно распространённый, с ним проблем не должно возникнуть.
- Рожковый ключ 55 мм, или головка 55 мм, шестигранная или двенадцатигранная, с воротком для неё. Лучше использовать головку или ключ на 55 мм трубчатого типа. Таким образом снижается вероятность того, что вы повредите грани пробки.
- Ключ для разборки радиаторов. Желательно заказать его заранее. Предпочтительно, чтобы он имел длину не менее 50 сантиметров. Можно попробовать изготовить ключ самостоятельно.
- Ножовка по металлу.
- Трубный ключ 1,5 или 2 дюйма.
- Газовая горелка. Для этого подойдет любая газовая горелка со сменным баллоном.
Как снять батарею отопления — Демонтаж радиаторной батареи своими руками
Здравствуйте, читатель сайта про ремонт своими руками BabyRemont.ru.
В этой статье я хочу поделиться с Вами очень полезной информацией и нужной информацией.
Многие сталкиваются с ситуацией демонтажа радиаторной батареи отопления. Возможно у Вас батарея старая и Вы хотите её заменить. А может Вам необходимо временно снять батарею в процессе отделочных работ, чтобы за ней прошпаклевать и поклеить обои. В любом случае встаёт закономерный вопрос: «Как снять батарею отопления своими руками?»
Для того, чтобы и этот очередной вопрос больше Вас не беспокоил, я подготовил эту статью, в которой весь процесс демонтажа радиаторной батареи отопления для наглядности представлен на фотографиях. Также даны текстовые пояснения к каждой фото.
Демонтаж радиаторной батареи отопления своими руками на фото
1. В самом начале процесса снятия батареи перекройте вентиля подачи воды отопления и обратки (горячая вода, пройдя через Вашу отопительную систему, возвращается обратно в стояк). В разных квартирах жилых домов эти вентиля на трубы отопления находятся в разных местах.
В старых постройках вода перекрывается в подвале и для этого необходимо оставлять заявление в территориальном ЖЭСе. Они пришлют мастера, который перекроет подачу горячей воды и сольёт из системы воду. После этого можно приступать к демонтажу батареи отопления.
В современных домах вентиля труб отопления можно перекрыть прямо в квартире или в специальном щите на лестничной клетке. В загородных домах и коттеджах, вода отопления перекрывается в специально предназначенном помещении.
ВАЖНО: Обязательно перекройте вентиля, чтобы избежать всемирного потопа, который напрочь испортит отношения с соседями и существенно ударит по кошельку (если, конечно, Ваше жилище не застраховано). В данной квартире, где мы производили демонтаж батарей отопления, стояк отопления и вентиля расположены прямо внутри квартиры
В данной квартире, где мы производили демонтаж батарей отопления, стояк отопления и вентиля расположены прямо внутри квартиры.
2. Закрутите отвёрткой две заглушки внизу батареи отопления, в месте подсоединения труб. Этим действием Вы перекроете выброс воды, находящейся в данный момент в батарее. Это необходимо сделать, чтобы после откручивания труб вода из батареи не хлынула на пол.
3. После этого, разводным или гаечным ключом открутите крепление труб подачи и отвода воды.
4. Когда Вы сдвинули гайку с места и она дальше пошла легко, остальное откручивание делайте рукой. Это удобно сделать именно рукой, так как Вы будете чувствовать соединение и уловите момент, когда остатки воды могут брызнуть (что довольно неприятно). В этот момент просто прикроете соединение рукой.
Воды вытечет немного, как видите на фото, не больше стакана. Поэтому после просто соберите её тряпкой. Не беспокойтесь, таким объёмом Вы никого не затопите.
5. После этого подставьте таз и открутите отвёрткой две заглушки, которые Вы перекрывали в начале.
5. Затем приподнимите батарею за угол, противоположный сливу и подождите, пока вся вода стечёт в таз.
6. Следующим шагом в демонтаже батареи своими руками — это снятие батареи с крепления. Делается это обыкновенным подниманием вверх и на себя.
Прежде чем поставить батарею, подложите что-нибудь с низу под крепления труб, чтобы не повредить резьбу.
7. Ну и последним Вашим действием будет демонтаж креплений батареи. После того, как Вы их демонтируете, смотайте дюбеля и крепления батарей малярной лентой, а затем, той же маляркой. прикрепите их к батарее. Сделав это, Вы не растеряете крепления, которые Вам понадобятся в дальнейшем для монтажа батареи на старом месте или в другом помещении.
Ну вот, теперь Вы точно знаете как своими руками снять радиаторную батарею отопления или заменить, если батарея старая.
Подпишитесь бесплатно на журнал BabyRemont.ru и получайте новые полезные статьи про ремонт своими руками прямо на Вашу электронную почту.
Дополнительно почитайте тематические статьи:
Как снять радиатор отопления в квартире – советы экспертов
Некоторые модели радиаторов отопления, в особенности алюминиевые, могут иметь сложную внутреннюю конструкцию. После слива воды в них может остаться некоторый объем. Не брезгуйте тряпками и держите их наготове.
При обустройстве отопления частного дома нередко используют теплоноситель. Со временем он разлагается и выделяет токсичные продукты
Поэтому при работе соблюдайте меры предосторожности. Надевайте перчатки, очки, респиратор
Не пренебрегайте мерами безопасности, всегда держите наготове тряпки, ветошь и все, что может впитать жидкость. Лучше один раз перестраховаться, чем платить соседям за новый ремонт.
При боковой системе подключения все работы выполняйте максимально синхронно. Особенно это касается алюминиевых радиаторов отопления – они больше подвержены деформации. Откручивая муфту с одной стороны на один-два поворота, переходите на другую сторону.
При нижнем и седельном подключении трубы проходят через напольное покрытие. Чтобы дать им дополнительный ход можно снять пару паркетных досок, ламинат. Это убережет и трубы, и покрытие.
Никогда, повторяю, никогда, не рвите силой и рывками резьбу! Вы можете промахнуться с направлением, большим усилием можно обломать кромку. После этого нормально зафиксировать заглушки не получится. А если и выйдет – то ненадолго. Равномерное усилие – лучший вариант. Если не хватает сил – используйте рычаг.
Установка радиаторов
Когда закупка оборудования и подготовительные работы проведены, стоит подумать, как правильно поменять батареи в квартире.
Этот процесс происходит в несколько шагов:
- При условии, что будет производиться замена чугунных батарей отопления в квартире с использованием металлических труб, на отрезках, оставшихся после срезки старых радиаторов, необходимо нарезать новую резьбу. Если потребуется нарастить длину трубы, дополнительный отрезок приваривают или закрепляют с помощью втулки с резьбой.
- Нарезанную резьбу на подающих и обратных трубах сперва оборачивают паклей, после чего наносят на нее специальный герметик и навинчивают шаровые краны.
- Новый радиатор вешают на кронштейны и замеряют длину прямого сгона до шаровых кранов, чтобы подключить его к системе.
- Далее подготавливают сгоны нужного размера и вкручивают их в резьбу на радиаторе, тем самым запаковывая его с подающей трубой и обраткой. Резьбовые соединения точно также уплотняют паклей, промазанной герметизирующей пастой.
- Упростить работы по замене радиатора батареи в квартире можно, применяя современные фланцевые муфты с накидными гайками. Такие устройства иногда называют «американками». Преимущество данных фитингов в том, что они упрощают разборку системы, если таковая потребуется. При желании, в продаже можно найти и муфту, и шаровой кран, идущие в комплекте.
- В тех случаях, когда замена батареи в квартире своими руками производится в самой верхней точке стояка, обязательным является монтаж крана Маевского. Он крепится с противоположной от места врезки стороны в верхней части радиатора. Когда в начале отопительного сезона контур заполняется теплоносителем, через кран Маевского стравливают лишний воздух, который может помешать свободной циркуляции воды в отопительной системе.
- На радиаторе с краном Маевского в нижней части устанавливают заглушку.
- Если монтируемый радиатор не является последним в цепи, то в верхней его части крепится не кран Маевского, а подающая труба. В нижней части батареи монтируют обратку. Эти элементы впоследствии соединяют с другими радиаторами.
- При желании, вместо металлических труб можно использовать металлопластиковые или полипропиленовые. Однако нарезать резьбу все же придется, чтобы установить компрессионный свариваемый фитинг. Кроме того, фитинг или муфта с резьбой могут быть использованы для подключения батареи.
В сложных местах, например в углах, участках монтажа тройников или переходах на другое сечение, необходимо применять подход, характерный для того или иного типа труб. Полипропиленовые трубы сваривают специальным аппаратом, который обеспечивает прочный сплошной шов, устойчивый к перепадам температуры и давления. Металлопластиковые трубы стыкуют специальными компрессионными фитингами. Как бы то ни было, любые крепежные и фасонные элементы всегда можно найти в продаже.
Полезные рекомендации
Надо отметить, что снимать радиаторы отопления в летнее время намного проще, по той причине, что отопление отключено, поэтому если есть возможность, то лучше оставить такую работу на летнее время. Однако далеко не всегда это зависит от владельцев, поэтому нужно всегда быть готовыми к тому, что придется менять батарею в зимнее время. Однако и эта работа, если следовать инструкции, пройдет гладко, без проблем.
Для частных домов, которые далеко не всегда имеют батареи, отлично подойдет тепловой аккумулятор, который греет дом и печь без необходимости топки по утрам и вечерам. Установка теплового аккумулятора тоже может быть осуществлена своими руками, ничего сложного в этом деле нет.