Гравюра своими руками: техника граттаж для детей

Оглавление

Как сделать в домашних условиях своими руками?

Производить гравировку на металле можно не только в специальной мастерской, но и в домашних условиях. Вне зависимости от того, в каких условиях происходят работы, основным приоритетом является получение качественного изделия. Если планируется выполнение работ своими руками, то лучшим вариантом будет покупка особого инструмента, известного как гравер.

Процесс обработки изделия в домашних условиях состоит из нескольких шагов.

  1. Перед началом проведения работ в обязательном порядке стоит подготовить изображение или надпись. Изделие располагается при помощи маркера или же можно обвести контуры с использованием заточенного карандаша.

  2. Гравировка требует пристального к себе внимания. Осуществлять любые работы можно только в том случае, если комната достаточно освещена. В противном случае можно не только испортить изделие, но и пораниться в процессе отделки металла.

  3. После окончания всех гравировочных работ нужно поверхность, которая подвергалась обработке, покрыть специальным лаком. Если же этого будет недостаточно, то для получения максимально стойкого результата нужно использовать воск, который наносится небольшим слоем.

Гравировка на металле в домашних условиях также может производиться при помощи электрохимического воздействия. Для осуществления работ может использоваться набор средств, которые имеются под рукой у любого человека.

  1. Используемая емкость должна в полной степени совпадать с размерами самого изделия. Металлический предмет должен без проблем помещаться в емкость, горлышко не должно торчать. Если изделие не отличается большими габаритами, то может использоваться граненый стакан. На сегодняшний день оптимальным вариантом продолжает оставаться стеклянная банка.

  2. Провода для подключения с зажимами. Отличным вариантом будет применение бытовой прищепки.

  3. Достаточно будет обычного мобильного аккумулятора.

Еще одним довольно эффективным способом гравировки металла в домашних условиях является использование бормашины. Следует отметить, что данный инструмент стоит довольно дорого, поэтому покупать его стоит только в том случае, если обработка будет проводиться не на разовой основе.

В процессе использования подобного инструмента его рабочая часть способна эффективно снимать слой металла при помощи специальной насадки. Она обычно предлагается в комплекте. Не следует сразу же использовать инструмент на материале. Лучше всего опробовать его на различных заготовках.

Кроме бормашины, можно использовать и другое оборудование. Человечество уже более 5 тысяч лет придумывает различные приборы, способны обрабатывать металл.

Отличительная черта гравировки домашним лазером в том, что она может осуществляться в комбинации с пастой-раствором. Он обычно наносится на материал перед началом гравировки. Делать это нужно аккуратно, чтобы задевать исключительно обрабатываемый участок. При помощи лазера выжигается изображение или надпись. Происходит это благодаря изменению температуры, что становится возможным в результате химического процесса. Этот способ весьма эффективный и быстрый, однако и стоимость его достаточно высокая, поэтому нет смысла приобретать подобное устройство при необходимости провести разовую гравировку.

Таким образом, гравировка металла позволяет нанести на предмет изображение или надпись, кардинальным образом изменив его внешний вид. Существует множество методов проведения гравировки, каждый из которых имеет свои сильные и слабые стороны. Выбор определенного метода зависит не только от навыков человека, но и от особенностей используемого материала.

Гравюра своими руками

Граттаж причисляют к гравюре, т.к. изображение получается нанесением штрихов без помощи красок, хотя вернее будет назвать эту технику имитацией гравюры.

На цветном картоне

Самый простой граттаж своими руками можно сделать на обычном цветном картоне. А экономный и разноцветный вариант – граттаж на цветном картоне, например, яркие коробки, тетрадные или журнальные обложки и т.д.

Вам понадобится: любой цветной картон, черная гуашевая или акриловая краска, жидкость для мытья посуды, стаканчик для смешивания, свеча палочка для процарапывания рисунка.

Смешайте краску для покрытия картона: 6 чайных ложек черной краски и 1 чайную ложку жидкости для мытья посуды добавьте в стакан и осторожно перемешивайте до однородности.
Возьмите обычную свечу и тщательно протрите цветные бумажные страницы воском. Картон должен быть полностью покрыт тонким слоем воска

Возьмите кисть и покрасьте полученную вощеную бумагу полученной черной смесью. Лучше всего создать запас бумаги для гравюр, тогда у вас будет достаточно материала для экспериментов!

Палочка для граттажа

Возьмите любую палочку с острым концом, например, деревянную шпажку. Если украсить палочку лентой васи и деревянной бусинкой, инструмент становится действительно шикарной палочкой для процарапывания гравюры.

Можно найти другое царапающее устройство. Даже сухой маркер хорошо работает.

Гравюра восковыми мелками

  1. Покройте плотную бумагу цветными всполохами штрихами восковых мелков.
  2. Покрасьте всю картину черной краской с помощью мягкой кисти. Не слишком толстым, но и не слишком тонким слоем. Если через 1 слой цвета все еще просвечивают, вам понадобится второй слой.

Цветная гравировка

Для того чтобы рисунок смотрелся более четко и красиво используют карандаш-стеклограф или тушь.

Для того чтобы эффект от использования данных инструментов оставался как можно дольше, поверхность покрывают бесцветным лаком.

Сделать рисунок более четким можно с помощью иглы и масляных красок. Такой набор позволяет процарапать вспомогательные линии узора, которые впоследствии покрываются краской.

Художественная цветная гравировка позволяет сделать изделие цветным. Для этого те элементы, которые прокрашивать не нужно, покрываются прозрачным лаком.

Видео:

Как сделать чернение металлического предмета? Специальное оборудование для этого не используется, но необходимы следующие вещества: сера и поташа (карбонат калия) в пропорции 1:2.

Данный состав необходимо поставить на огонь, для этого его пересыпают в жестяную банку. Смесь необходимо постоянно мешать, а огонь не должен быть большим.

Смесь снимают с огня, когда она становится черного цвета. Перед этим ее нужно будет перетереть в ступе, после огня ее также кладут в ступу и снова перетирают (охлажденную).

ВАЖНО ЗНАТЬ: Как сделать улитку для холодной ковки своими руками?

Чернение происходит следующим образом:

  • В полученную смесь добавляется вода (1:9);
  • В раствор кладется предмет из латуни;
  • Подогревается до тех пор, пока не изделие не приобретет нужный оттенок.

Сделать фон темным можно перед нанесением рисунка. Лак в таком случае не понадобится.

Коричневый цвет предмета можно сделать своими руками, выдержав его в растворе хлористого цинка и медного купороса с добавлением воды (100г, 100г, 200г соответственно).

Ручная покраска в серо-стальной цвет получается из 1 литра воды, двух грамм обычной соли и двух грамм смеси серы и поташи.

Оранжево-красный цвет получается из раствора сернистого калия: 1 грамм вещества на 250 грамм воды.

По окончании работ лак стирается.

Чернение предмета и известная нам чернь – разные вещи. Техника, которая применяется для создания черни, механическая, своими руками выполнить ее не получится.

Гравюра своими руками: техника граттаж для детей

Граттаж для детей: поделка-гравюра своими руками. Расскажем о технике выполнения граттаж поэтапно, работы и рисунки в этой технике: граттаж салют, пейзаж, космос.

Граттаж — один из видов графики, основанный на выполнении быстрого силуэтного эскиза путем процарапывания. Нестандартная техника рисования интересна всем детям независимо от возраста. Разница лишь в том, что малышам мы должны помочь подготовить исходный материал, а старшие могут сделать все самостоятельно, так как техника выполнения граттаж для детей достаточно проста.

Слово граттаж происходит от французского Gratter — скрести, царапать. Это известный способ выполнения рисунка путем процарапывания острым инструментом бумаги или картона, залитых тушью или черной гуашью. Другое название техники — воскография, иногда ее также называют царапкой.

Все шаги подготовки листа к работе интересны и полезны тем, что воспитывают у ребенка чувство последовательности, внимания, усидчивости. Рисование же на подготовленном темном листе – вообще похоже на волшебство: ребенок будет с удивлением наблюдать, как на черном фоне проступают яркие, контрастные линии и штрихи.

Именно поэтому самые популярные мотивы в технике граттаж для детей — те, что всегда выполняются на темном фоне: космос, ракета, ночной пейзаж, праздничный салют.

Готовые наборы для граттажа производители называют скретч-картами и гравюрами.

Акватинта

Акватинта представляет собой одну из техник офорта (Acquaforte — травление и tinto – тонированный), позволяющую получить более живописную гравюру с большим количеством тонов, схожую с акварелью.

Перед работой гравер нагревает подготовленную металлическую пластину и равномерно покрывает ее порошком устойчивой к кислоте смолы. После плавления порошка на пластине образуется сетка, в которой в дальнейшем мельчайшие незакрытые смолой промежутки вытравливаются кислотой. Пластина становится зернистой. После этого на нее наносят рисунок и приступают к более тщательному травлению в несколько этапов. Тон и фактура изображения зависят от размера гранул смолы и времени ее нагрева.


Подготовка порошка смолы для обработки пластины.

Отличительные признаки гравюры методом акватинты:

  • при увеличении гравюры можно различить белые точки разных размеров;
  • число тонов ограничено и зависит от числа травлений, а переходы между тонами скачкообразные.

И.-Х. Майр. Портрет И.П. Елагина. Акватинта. После 1793 г.

Гравюра. Мастер-класс.

Светлана Большакова Гравюра. Мастер-класс.

Недавно, перебирая свои старые записи с курсов, я нашла два листочка с оттиском, две старые гравюры.

Эта гравюра сделана из картона

А здесь кроме картона использованы кружева

Нам показывали приемы работы с эстампом, подготовке клише для оттиска гравюры. Тогда мне очень понравилась эта техника. Дело близилось к 8 Марта и я решила сделать с ребятами для мам гравюру на открытке. Клише я делала сама из картона, а дети только красили гуашью и делали оттиск на бумаге. Картон быстро размокал, отслаивался и приходил в негодность. Подготовительная работа показалась мне трудной и больше я к гравюре в работе с детьми не возвращалась. Но, найдя старые листочки с гравюрами, я захотела вспомнить, как это делается.

Я хочу показать, как сделать гравюру на картоне. Я взяла 2 одинаковые картонки 11х15 см.

Из одной вырезала рамку и приклеила ко второй, хотя это не обязательно

Я решила сделать вазу с цветами, вырезала вазу и отдельные элементы к ней

Вырезала цветы, серединки к ним, листья и части листьев

Все наклеила на основу

Решила взять бордовую гуашь

Сильно прижимала при проглаживании пальцами слева, опять не то

Покрасила еще раз и сделала оттиск. Ну вот, теперь можно наклеить на бумагу и вставить в рамку

Но мое клише после трех раз размокло и элементы начали расслаиваться

Гуашь у меня хорошая, профессиональная и разводить водой ее не надо. А детскую гуашь нужно развести до густоты сметаны. Первый оттиск может не получится, а второй уже будет лучше. Такой эстамп никогда не размокнет и дети самостоятельно смогут нарисовать рисунок шариковой ручкой, закрасить гуашью и сделать оттиск

Мы зря развели гуашь, не очень четко видно рисунок.

Особенности насадок

Насадки для бормашины по дереву могут классифицироваться по достаточно большому количеству различных признаков. На рынке представлено большое разнообразие. Практически вся оснастка для гравера характеризуется наличием двух конструктивных элементов:

  1. Хвостовик – часть насадки для гравера, за счет которой происходит ее крепление в патроне используемого оборудования.
  2. Рабочая часть отвечает за непосредственное снятие слоя металла на момент проведения обработки.

Примеры насадок

Паста для гравировки по металлу применяется для существенно повышения эффективности проводимой обработки, особенно если инструмент для гравера предназначен для шлифовки поверхности. Описание насадок может распространяться производителями, так как режущая кромка некоторых вариантов исполнения может обладать сложной геометрией.

Виды гравюры

Классификация выполняется по различным параметрам:

  • способ обработки печатной формы – травление и гравирование;
  • цветовое исполнение – черно-белая и цветная;
  • художественная ценность – репродукция и авторская;
  • назначение – станковая, прикладная, книжная;
  • материал печатной доски – на металле, дереве, пластике, золоте, стекле, линолеуме и т.д.

Наибольшее значение уделяют технике изготовления. В соответствии с этим параметром различают следующие виды гравюры.

Продольная (обрезная) ксилография

Первая известная техника. Для создания печатной формы используют доски с продольным распилом из мягких пород древесины. Рисунок создают за счет ножей различных типов и размеров.

ПейзажЭдвард Мунк

Ключевая особенность техники гравюры на дереве – преобладание черных штрихов и высокая контрастность.

Поперечная (торцевая) ксилография

Для формирования рисунка используют доску с поперечным распилом из твердых пород древесины и специальный инструмент – штихель. Благодаря ему можно создавать тонкие штрихи, плавно варьировать переходы линий разной глубины.

Портрет КутузоваВладимир Фаворский

Резцовая гравюра

Это гравюра на металле (чаще всего используеют медь), вырезанная специальным инструментом – металлографическим резцом с квадратным сечением.

Битва обнаженных мужчинАнтонио дель Поллайоло

Ключевая особенность – преобладание четких чистых линий.

Офорт

На металлическую доску наносят лак, устойчивый к воздействию кислоты. С помощью острой тонкой иглы процарапывают рисунок. Далее полотно травят кислотой, из-за чего в углублениях металл подвержен коррозии.

Три дереваРембрандт Ван Рейн

Этот вид позволяет формировать сложные рисунки в свободной технике.

Сухая игла

Техника максимально похожа на офорт. Единственный нюанс – металлический лист не обрабатывается лаком, рисунок процарапывается иглой.

Портрет писателя Виктора ГюгоОгюст Роден

Благодаря особенностям технологии, готовая работа максимально схожа с натуральным карандашным рисунком.

Пунктирная гравюра

На металлическую заготовку, предварительно покрытую лаком, наносят множество мелких точек с помощью гравировального молота. Сочетание углублений с разной плотностью формирует рисунок с необычной графической фактурой в отличие от гравюры одной линией.

Портрет Лавинии СпенсерФранческо Бартолоцци

Мягкий лак

Заготовку покрывают мягким лаком, после чего на нее накладывают лист бумаги. На нем прорисовывают карандашный рисунок. Благодаря мягкой консистенции лака, на прорисованных участках он пристает к листу бумаги.

ШтурмКете Кольвиц

Далее заготовку травят кислотой, в результате чего получается рисунок с необычным зернистым штрихом.

Акватинта

Заготовку покрывают тончайшим слоем асфальта или канифоли, после чего на поверхности процарапывается рисунок. Далее ее травят кислотой. Благодаря особенностям покрытия она проникает не только в углубления от иглы, но и в мельчайшие поры канифольного или асфальтового покрытия. Как итог – получается полотно с необычным тоновым эффектом.

Один другого стоитФранциско Гойи

Лавис

Одна из сложных техник. На медной заготовке, предварительно покрытой слоем канифоли, формируют рисунок. Делают это кистью, обработанной кислотой.

Русские торговцы рыбойЖан-Батист Лепренс

Полученную форму используют для тиражирования оттисков. Она стала одной из первых, которую стали применять при печати газет. Вытравленные кислотой участки гравюры на меди заполняют краской в процессе печати, формируя конечный рисунок.

Меццо-тинто

На доске с зернистой структурой выскабливают светлые элементы рисунка. Старинные гравюры в этой технике обладают глубиной тона, необычной игрой тени.

Церковь Иисуса Христа в ОксфордеЭдвард Дейес

Кьяроскуро

Готовую композицию создают с помощью последовательной печати нескольких элементов рисунка. Каждый из них нанесен на отдельную деревянную заготовку, отличается от других цветовой гаммой и тональностью.

Чудесный улов рыбыУго ди Карпи

Линогравюра

Новейшая техника, появившаяся в XX веке. Активно используется современными графическими мастерами. Обладает схожими чертами с продольной ксилографией, однако рисунок наносят на тщательно отшлифованный лист линолеума.

Сосны и дюныАлександр Шевченко

Готовые наборы для творчества фабричного производства

Сегодня в любом магазине игрушек или канцтоваров можно найти самые разнообразные наборы для детского творчества. Есть среди них и те, что предназначены для создания Обычно в такой набор входят основа для создания объемного рисунка, специальный шпатель/штихель и инструкция. Под черным фоном может скрываться белое или цветное основание. Для удобства работы обычно линии, по которым следует проводить инструментом, уже отмечены цветом на черной основе. Стоимость набора «Гравюра для детей» колеблется в пределах 100-500 рублей. Все зависит от размера и сложности рисунка

Обратите внимание: на упаковке должен быть указан рекомендуемый возраст юного художника. Для самых маленьких выбирайте простые картинки небольшого размера, а для детей постарше и взрослых — более сложные

Внимание! В возрасте 3-5 лет малышам рекомендуется делать гравюры только в соавторстве со взрослыми. Задача родителей — рассказать про это творчество для детей, показать основные приемы и контролировать весь процесс.

Что нужно для изготовления гравюры дома

  • Целлофановая пленка
  • Гуашь
  • Ножницы
  • Кисть
  • Клеевой карандаш
  • Картинка для фона

У меня была вот такая пленочка.

Можно использовать целлофановые пакеты – они хорошо держат форму, также подойдет прозрачный пластик (встречается в коробках с конфетами, в упаковке косметики и т.п)

Основой у меня будут вот такие бельчата.

Пленочку я приклеила по периметру при помощи клеевого карандаша прямо в книжке.

Теперь вырезаем.

Вот готовая фоновая картинка.

IMG_1300

Наносим слой гуаши.

Отправляем сушиться.

Когда гравюра просохнет, можно приступать к рисованию. Монеткой получаются довольно резкие линии.

Как альтернативу предлагаю именно для гравюры по пленке попробовать использовать смоченный в воде ватный диск или салфетку. Только ребенок весь перемажется. Но, если до этого ребенок занимался с пальчиковыми красками, то вы морально к этому готовы:)

Гравюра своими руками – четвертый способ

Если у Вас есть ненужные обложки от книжек с любимыми героями, можно использовать их для изготовления гравюры. Причем не потребуется ни воск, не восковые мелки. От глянцевой обложки книжки прекрасно отмывается гуашь.

Самые известные зарубежные граверы

Несмотря на то, что гравюра как жанр творчества появилась в Китае, именно в Европе ей удалось завоевать огромную популярность, стать настоящим революционным прорывом для общественной и культурной жизни многих стран. Все это стало возможным благодаря целой плеяде известнейших мастеров.

Джованни Баттиста Пиранези

Выдающийся итальянский архитектор, художник-график и пейзажист. Гравюры Пиранези оказали огромное влияние на развитие неоклассицизма и сюрреализма. Он сумел создать уникальный мир фантастической архитектуры, изображения которой характеризуются текстурированностью, изысканной игрой тени.

Джованни Баттиста Пиранези (1720-1778) стал автором множества трудов, в числе которых:

  • серия гравюр «Виды Рима»;
  • серия «Фантастические изображения тюрем»;
  • «Базилика Святого Джованни Латерано».

Гюстав Доре

Французский иллюстратор и гравер, тесно связанный с Россией. Гюстав Доре (1832-1883) тесно сотрудничал с российским издательством «Вольф». Он стал ярким примером того, как человек без художественного образования может стать выдающимся мастером гравюры. Гюстав Доре по праву носит титул выдающегося иллюстратора, каждая работа которого – непревзойденный образец игры света и тени.

Авторству Гюстава Доре принадлежит:

  • серия «Ад», «Чистилище» и «Рай» по мотивам Данте;
  • «Версаль и Париж»;
  • серия «Потерянный рай» к поэме Д. Мильтона;
  • серия из 230 изображений «Библия».

Уильям Хогарт

Английский художник и гравер, который увековечил свое имя как первооткрывателя жанра сатирических гравюр. Уильям Хогарт (1697-1764) ставил перед собой задачу искоренить человеческие пороки с помощью творчества.

Его авторству принадлежат такие выдающиеся произведения, как:

  • «Пивная улица»;
  • «Переулок джина»;
  • «Визит к шарлатану»;
  • «Карьера мота».

Сальвадор Дали

Гениальный испанских график, скульптор и режиссер оставил после себя богатое творческое наследство. Для него не существовало никаких рамок и ограничений, что помогло Сальвадору Дали стать одним из наиболее выдающихся творцов.

Эскизы Дали наполнены глубочайшим смыслом с непревзойденной игрой тени, порывистостью движений и переплетением штрихов:

  • «Гордецы»;
  • «Церковь и империя»;
  • «Сирена из видений Данте»;
  • «Вспыльчивые».

Мауриц Корнелис Эшер

Голландский художник-гравер, получивший известность благодаря концептуальным работам с использованием трехмерной графики. В своем творчестве он исследовал влияние бесконечности и симметрии на художественную ценность, что позволило ему стать одним из основателей собственного жанра гравирования.

Мауриц Корнелис Эшер создал множество произведений, в числе которых:

  • «Относительность»;
  • «Узы единства»;
  • «Спускаясь и поднимаясь»;
  • «Водопад».

Рембрандт Харменс Ван Рейн

Выдающийся голландец творил в жанре офорт. Сохранилась огромная коллекция гравюр его авторства, многие из которых можно увидеть в Эрмитаже.

Самые известные работы Рембрандта:

  • «Блинщица»;
  • «Иисус Христос, исцеляющий больных»;
  • «Портрет Яна Лутмы»;
  • «Три распятия»;
  • «Явление ангела пастухам».

Питер Брейгель Старший

Нидерландский художник, ставший одним из самых выдающихся представителей Фламандского Возрождения. Его произведения наполнены глубоким смыслом, каждый элемент гравюры тщательно спланирован и прорисован. Самые известные гравюры автора:

  • «Алхимик»;
  • «Большая рыба ест маленькую»;
  • «Падение мага Гермогена»;
  • «Святой Иаков и маг Гермоген».

Уильям Блейк

Английский поэт, художник и гравер оказал сильное влияние на развитие стиля модерн. Его уникальное творческое видение помогло ему создать собственный мир, наполненный философскими раздумьями и мистической тайной.

Среди самых заметных работ выделяются:

  • серия гравюр к «Книге Иакова»;
  • «Ветхий днями»;
  • «Головы призраков».

Пабло Пикассо

Выдающийся испанский художник, скульптор и гравер работал в стиле кубизма и сюрреализма, став одним из самых известных представителей этих течений. По словам самого Пикассо, гравирование позволило ему воплотить в реальности тайны его воображения, наполненные матадорами, фантастическими животными и романтикой.

Самые известные графические рисунки Пабло Пикассо:

  • «Голова Фавна»;
  • «Прыжки с шестом»;
  • «Франсуаза»;
  • «Купальщица».

Адриан Людвиг Рихтер

Выдающийся немецкий художник, представляющий в своем творчестве идеи романтизма и бидермейера. В своей работе он старался концентрироваться на изображении пейзажей, считая, что только так он сможет вернуть людей к Великой гармонии Природы.

Его руке принадлежат такие выдающиеся творения:

  • «Людольф, герцог Швабский, прося прощения у своего отца»;
  • «Оттон из Германии на берегах Северного моря»;
  • серия гравюр для сказок Братьев Гримм.

Рабочие насадки для профессиональных граверов

В продажу поступает большое количество профессиональных наборов насадок для гравера. Производители помимо фрез разнообразных форм и размеров, которые входят в комплектацию, дополняют наборы:

  • сверлами, превращающими гравер в многофункциональную дрель;
  • шарошками из войлока и абразива;
  • проволочными насадками, помогающими очистить обрабатываемые поверхности от ржавчины;
  • отрезными дисками для минидрели.

Профессиональные наборы пригодятся не только специалистам, но и домашним умельцам, которые систематически занимаются гравировкой, полировкой и шлифовкой различных поверхностей.

История развития в зарубежных странах

Первые образцы появились в Китае в VI веке. Долгое время этот жанр искусства не получал широкого распространения, поскольку бумагу использовали только в этой азиатской стране.

В Европе первые образцы гравюр начали появляться с развитием типографий и книгопечатания в XV веке. Чтобы упростить процесс копирования рисунков в печатных изданиях, была разработана первая известная техника гравюры – продольная ксилография.

В последующие годы гравюра получили широкое распространение. Появилось несколько новых техник. На несколько месяцев позже продольной ксилографии в Германии научились создавать резцовые полотна, в 1513 году появилась техника офорта. В XVI веке итальянские мастера презентовали первые примеры работ кьяроскуро.

Благодаря оригинальным рисункам с необычной текстурой и детализированностью, гравирование приобрело широкую популярность. В Европе появилось немало умельцев, создающих сложнейшие рисунки в этой технике.

Первопроходцами стали немецкие мастера:

  • Альбрехт Дюрер – «Четыре ведьмы», «Женская баня», «Аполлон и Диана», «Морское чудовище»;
  • Мартин Шонгауэр – серия «Страсти», «Большое распятие с четырьмя ангелами»;
  • Михаэль Вольгемут – «Изгнание из рая», «Адам и Ева», «Вид Пизы».

XVII век стал эпохой расцвета гравирования. Появилось множество новых техник, ее начали активно использовать в качестве иллюстраций к печатным изданиям. В этот же период началась популяризация этого жанра среди европейской аристократии. Во многих богатых домах появились уникальные композиции и репродукции.

В XIX веке гравирование приобретает популярность в США благодаря серии работ Джеймса Уистлера «Французская сюита».

Промышленная революция XX века создала предпосылки для развития. Появились новые материалы, которые стали активно использовать для создания печатных форм. В этот период возникли первые линогравюры, рисунки на пластике и стекле, гравюры на стали.

Сухая игла

Гравировка сухой иглой называется так потому, что она проходит без покрытия поверхности пластины лаком и без травления (техники с химическим способом гравировки представлены ниже).

Для этой технологии используют иглы разного размера, шабер и гладилку. Вначале металлическую пластину готовят к работе: шлифуют, полируют, обрабатывают кромку и углы. Затем на пластину наносят желаемый рисунок с помощью графитного карандаша или тонкой иглы и приступают к процессу самой гравировки.


Нанесение изображения с помощью иглы.

Характер конечного изображения зависит от типа выбранной иглы и степени нажима на инструмент. Если мастер нажимает на иглу слабо, тогда получается линия с чистыми краями, при сильном нажиме края линий становятся рваными с выемками и поднимающимися вверх заусенцами (барбами). Во время печати краска заполняет эти выемки и скапливается у барб, за счет чего изображение получается очень насыщенным и бархатистым.

Характер линии при большом нажиме на иглу.

Отличить гравюру сухой иглой можно по таким признакам:

  • линии имеют острые концы (часто и в виде крючков);
  • на штрихах могут встречаться бархатистые наплывы краски, если барбы не стирались из-за многочисленных оттисков или не убирались принудительно;
  • преобладают угловатые и спрямленные линии.

С. Масловский. Портрет жены художника. Сухая игла. 1905 г.

Урок №2. Делаем гравировку на стакане

Для гравировки прекрасно подходят изделия из стекла. Обычная стеклянная кружка или стакан из супермаркета с помощью гравировки превратится в оригинальную вещь.

Шаг 1: берем гравер, скотч, стакан, бумагу и карандаш.

Шаг 2: продумываем рисунок или надпись, которую будем воспроизводить на стекле. Рисуем изображение на бумаге или распечатываем понравившийся вариант готового рисунка.

Шаг 3: закрепляем с помощью скотча рисунок на стакане.

Шаг 4: теперь берем гравер и, на низких оборотах, обводим контур рисунка. Для этих целей подходит насадка-бур.

Шаг 5: осталось отклеить трафарет и заштриховать рисунок.

В завершении работы не забудьте хорошо промыть обработанную поверхность, чтобы удалить мелкие частички стеклянной пыли.

Гравюра. Мастер-класс.

Светлана Большакова Гравюра. Мастер-класс.

Недавно, перебирая свои старые записи с курсов, я нашла два листочка с оттиском, две старые гравюры.

Эта гравюра сделана из картона

А здесь кроме картона использованы кружева

Нам показывали приемы работы с эстампом, подготовке клише для оттиска гравюры. Тогда мне очень понравилась эта техника. Дело близилось к 8 Марта и я решила сделать с ребятами для мам гравюру на открытке. Клише я делала сама из картона, а дети только красили гуашью и делали оттиск на бумаге. Картон быстро размокал, отслаивался и приходил в негодность. Подготовительная работа показалась мне трудной и больше я к гравюре в работе с детьми не возвращалась. Но, найдя старые листочки с гравюрами, я захотела вспомнить, как это делается.

Я хочу показать, как сделать гравюру на картоне. Я взяла 2 одинаковые картонки 11х15 см.

Из одной вырезала рамку и приклеила ко второй, хотя это не обязательно

Я решила сделать вазу с цветами, вырезала вазу и отдельные элементы к ней

Вырезала цветы, серединки к ним, листья и части листьев

Все наклеила на основу

Решила взять бордовую гуашь

Сильно прижимала при проглаживании пальцами слева, опять не то

Покрасила еще раз и сделала оттиск. Ну вот, теперь можно наклеить на бумагу и вставить в рамку

Но мое клише после трех раз размокло и элементы начали расслаиваться

Гуашь у меня хорошая, профессиональная и разводить водой ее не надо. А детскую гуашь нужно развести до густоты сметаны. Первый оттиск может не получится, а второй уже будет лучше. Такой эстамп никогда не размокнет и дети самостоятельно смогут нарисовать рисунок шариковой ручкой, закрасить гуашью и сделать оттиск

Мы зря развели гуашь, не очень четко видно рисунок.

В чем заключаются плюсы данной технологии

Лазерная гравировка на металле в Москве пользуется неизменно высокой популярностью по следующим причинам:

  • Благодаря такой технологии можно наносить изображения на искривленные поверхности.
  • Вручную почти невозможно добиться столь высокого качества выполнения работы.
  • Нанесение изображения лазером позволяет избежать риска порчи изделия.
  • Особое оборудование позволяет прорисовывать мельчайшие детали. С помощью лазерного станка можно начертить линию толщиной в человеческий волос!
  • Такая технология позволяет наносить не только черно-белые, но и цветные рисунки.
  • Работу можно выполнить очень быстро, что особенно актуально при срочных заказах.
  • В случае необходимости можно в короткий срок оформить десятки и даже сотни корпоративных сувениров, номерков или табличек, используя заранее подготовленный шаблон.
  • Цена на лазерную гравировку на металле сравнительно невысока, особенно если учесть, что рисунок не стирается со временем.

Наконец, с помощью данной технологии можно украсить изысканным узором даже небольшое изделие, будь то тонкий клинок или миниатюрная зажигалка. Вы будете удивлены, насколько тонкой, почти ювелирной может выглядеть такая работа!

Гравюра. Мастер-класс.

Светлана Большакова Гравюра. Мастер-класс.

Недавно, перебирая свои старые записи с курсов, я нашла два листочка с оттиском, две старые гравюры.

Эта гравюра сделана из картона

А здесь кроме картона использованы кружева

Нам показывали приемы работы с эстампом, подготовке клише для оттиска гравюры. Тогда мне очень понравилась эта техника. Дело близилось к 8 Марта и я решила сделать с ребятами для мам гравюру на открытке. Клише я делала сама из картона, а дети только красили гуашью и делали оттиск на бумаге. Картон быстро размокал, отслаивался и приходил в негодность. Подготовительная работа показалась мне трудной и больше я к гравюре в работе с детьми не возвращалась. Но, найдя старые листочки с гравюрами, я захотела вспомнить, как это делается.

Я хочу показать, как сделать гравюру на картоне. Я взяла 2 одинаковые картонки 11х15 см.

Из одной вырезала рамку и приклеила ко второй, хотя это не обязательно

Я решила сделать вазу с цветами, вырезала вазу и отдельные элементы к ней

Вырезала цветы, серединки к ним, листья и части листьев

Все наклеила на основу

Решила взять бордовую гуашь

Сильно прижимала при проглаживании пальцами слева, опять не то

Покрасила еще раз и сделала оттиск. Ну вот, теперь можно наклеить на бумагу и вставить в рамку

Но мое клише после трех раз размокло и элементы начали расслаиваться

Гуашь у меня хорошая, профессиональная и разводить водой ее не надо. А детскую гуашь нужно развести до густоты сметаны. Первый оттиск может не получится, а второй уже будет лучше. Такой эстамп никогда не размокнет и дети самостоятельно смогут нарисовать рисунок шариковой ручкой, закрасить гуашью и сделать оттиск

Мы зря развели гуашь, не очень четко видно рисунок.

Идеи для гравюр

Формы

Когда вам (или вашим детям) надоест процарапывать простые пейзажи и салюты на прямоугольниках, попробуйте вырезать формы и украшать их в технике граттаж.

Фотобумага

Распечатайте фотографию на бумаге, нанесите ее воском и покройте краской для гравюр. Таким образом вы можете сделать удивительные поздравительные открытки и обрадовать своих родителей, бабушек и дедушек или друзей таким подарком.

Экспериментируйте с цветом: помимо черного, хорошо смотрятся золотые и серебряные оттенки.

Шаблон

Распечатайте красивый шаблон и наложите его поверх подготовленного листа для граттаж. Обведите все линии карандашом, следуя всем контурным линиям

Важно давить достаточно сильно, тогда ажурный рисунок проявится на листе

Рекомендации по выбору насадок

Дерево обрабатывают соответствующей бормашиной с 2-мя главными параметрами:

  • мощностью;
  • количеством оборотов основного вращающего шпинделя.

Выбор насадок зависит от вида работы.

Вместе с бормашиной в комплекте имеются нужные насадки:

  • фрезы, шарошки;
  • сверла;
  • войлок для полировки;
  • отрезные круги, шлифовальные;
  • цанги.

Комплектация насадок у производителей бормашин различная, но, как правило, есть все необходимые для работы гравером по дереву начинающим мастерам.

Если резчик — не новичок, и знает, как работать гравером, ему могут понадобиться алмазные насадки (с алмазным напылением). Они не всегда идут в комплекте с бормашиной, поэтому придется покупать.

Для удобства работы бором, особенно неопытным резчикам, желательно приобрести гибкий вал.

Понадобится и штатив, на который вешают бор.

Бормашина с гибким валом

Китайские наборы для резьбы по дереву стоят дешевле, чем у других производителей. Но пользователи отмечают, что китайские боры работают слишком шумно, а фрезы, идущие в комплекте, плохо заточены, быстро тупятся.

Опытные резчики всегда приобретают дополнительные насадки, а начинающим осваивать азы художественной резьбы, будет достаточно китайского гравера с насадками в комплекте.

Главное, обращать внимание на то, чтобы насадки были предназначены для обработки древесины. Например, шарошки по металлу из-за углов заточки не смогут резать дерево