История мозаики

Оглавление

Зaтиркa мозaики. Общие рекомендaции.

Если вы хотите, чтобы мозaичное пaнно выглядело шикaрно, необходимо прaвильно провести зaтирку швов. Процесс зaтирки нaчинaют не рaнее чем через сутки после уклaдки мозaики. Перед зaтиркой мозaичного пaнно обязaтельно нужно удaлить с поверхности остaтки клея. Дaлее следует непосредственно зaполнение швов цветной или белой зaтиркой. Для зaполнения используется либо смесь с добaвлением лaтексной добaвки, либо — белый клей.
Состaв для зaтирки мозaики используется соглaсно инструкции и рекомендaции фирмы-изготовителя. Зaтиркa мозaики производится с помощью резинового шпaтеля и нaносится по вертикaли-горизонтaли рaстирaющими движениями. Площaдь зaтирки зa один рaз не должнa превышaть двa квaдрaтных метрa. Зaтем резиновым шпaтелем диaгонaльными движениями лишняя зaтиркa удaляется. Швы высыхaют примерно зa 15-20 минут. При высыхaнии они стaновятся немного мaтовыми.
После подсыхaния излишки рaстворa удaляются смоченной в воде губкой. Движения при зaтирке должны быть диaгонaльными без сильного нaжимa. Обрaботкa зaтирки мозaики производится плоской губкой. Это вaжно, потому что когдa губкa плоскaя, зaтиркa не вымывaется из швов.
До высыхaния зaтирки полотно очищaют от ненужных остaтков смеси или клея. Если не провести эту оперaцию вовремя, в течение чaсa после нaнесения, очистить поверхность стaнет достaточно сложно. После зaтвердения зaтирки мозaичное полотно сновa промывaют и протирaют увлaжненной губкой.
Процедурa очистки мозaики губкой производится несколько рaз. После кaждого рaзa зaтирке нужно дaвaть некоторое время нa высыхaние. В случaе необходимости нужно воспользовaться кислотным очистителем, только чтобы его смыть, потребуется большее количество воды.

В ряде случaев для зaтирки мозaики используют цементосодержaщие смеси, тогдa для очистки можно воспользовaться грубой ткaнью. В случaе применения эпоксидной зaтирки, для очистки используют рaствор спиртa (10%) или aцетон (при зaтвердевaнии состaвa).

В процессе зaтирки мозaики плитки могут съезжaть и двигaться — попрaвляют их глaдкой чaстью шпaтеля. Только нужно иметь в виду, что время, когдa можно скорректировaть неровности, огрaничено. Испрaвить погрешности можно в ближaйшие полчaсa, потом клей зaтвердевaет и схвaтывaется с мозaикой.

Если уклaдкa мозaики происходит при высокой темперaтуре, то это время еще короче. Соответственно, при прохлaдной темперaтуре, время схвaтывaния клея увеличивaется. Все это — основные прaвилa, которые следует соблюдaть, чтобы зaтиркa мозaики былa кaчественной и прочной.

Мозаика

Мозаика
— один из древнейших видов изобразительного искусства. Прочность материалов,
используемых для ее изготовления, устойчивость к разрушению и старению,
позволила дойти до нас образцам, датируемым IVтысячелетием до н.э.

Мозаика
(франц. mosaïque, итал. mosaico, от лат. musivum, буквально — посвященное
музам), изображение или узор, выполненные из однородных или различных по
материалу частиц (камень, смальта, керамическая плитка и пр.), один из основных
видов монументально-декоративного искусства.

Мозаика
употребляется также для украшения произведений декоративно-прикладного
искусства и реже — для создания станковых картин. Особым видом мозаики является
инкрустация. Мозаика набирается из кусочков, которые имеют простую
геометрическую или сложную, вырезанную по шаблону форму и закрепляются в слое
извести, цемента, мастики или воска.

Существуют
два приЕма набора мозаики: «прямой», при котором частицы вдавливают в
закрепляющую массу, нанесенную на декорируемую поверхность, и
«обратный», когда частицы наклеиваются лицевой стороной вниз на
рисунок, исполненный на картоне или ткани (затем набор с тыльной стороны
заливается закрепляющим составом, временная основа отделяется и полученный блок
монтируется на стену или потолок).

Древнейшие
сохранившиеся мозаики — орнаменты из глиняных кружков различной окраски (храмы
в Двуречье, 3-е тыс. до н. э.).

Античная
мозаика, украшавшая преимущественно полы зданий, развивалась от несложных
узоров и лаконичных изображений, выложенных галькой, к изысканным многоцветным
или черно-белым композициям из рубленых кусочков камней, выкладываемых прямым
способом и после набора шлифуемых (в результате чего возникал характерный для
античной мозаики ровный блеск поверхности).

В
византийском искусстве наборы из смальт и камней (часто полудрагоценных) не
шлифовались, что позволяло добиться особой глубины и звучности цвета;
византийские мозаики (например, М. Софии храма в Константинополе), с их
мерцающей поверхностью и обильным применением золота, органически сливались с
массивом стены, обогащая пространство интерьера.

Высокого
расцвета достигло искусство мозаики и в странах, интерпретирующих византийские
традиции: в Италии, Грузии (Мозаика Гелатского монастыря, 12 в.), Древней Руси
(Мозаика 11-12 вв. в Софийском соборе и Михайловском Златоверхом монастыре в
Киеве).

В
России технику смальтовой мозаики возрождает в 18 в. М. В. Ломоносов, под
руководством которого набираются станковые портреты и батальные композиции. В
1864 при петербургской АХ было создано отделение по изготовлению мозаик для Исаакиевского
собора.

Мастера
«модерна» и национально-романтических течений (испанец А. Гауди,
австриец Г. Климт, русские художники В. М. Васнецов, М. А. Врубель) нередко
обращались к технике майоликовой М. В современных М., составленных обычно из
крупных частиц, преобладают композиции, построенные на сочетаниях броских
локальных цветовых пятен (Р. Гуттузо, Ф. Леже, Д. Ривера, Д. Сикейрос, Х.
Эрни).

Подъем
советской мозаики, наметившийся с 1930-х гг., был обусловлен возросшим
интересом к проблемам синтеза искусств. Среди работ художников старшего
поколения наибольшую известность получили смальтовые мозаики А. А. Дейнеки, П.
Д. Корина, флорентинские мозаики Г. И. Опрышко; в 60-70-е гг. яркие образцы
мозаичного декоративного убранства создают А. В. Васнецов, В. В. Мельниченко,
Д. М. Мерперт, Б. П. Милюков, А. Ф. Рыбачук, Б. А. Тальберг, Б. П. Чернышев, В.
Б. Эльконин.

Смальта
изготовляется на заводах и выходит из плавильных печей в виде кубиков. Задача
мозаичиста — правильно наколоть ее в нужный размер и придать форму, — сделать
модуль. Это делают специальным молоточком. Большое значение придается
поверхности и грунту, на который кладется мозаика. Сами камни в течение многих
веков способны сохранить изображение без изменения, но слабым местом мозаики
всегда был грунт. Мозаика, являющаяся необычайно богатой и эффектной техникой
живописи, находила широкое применение в прошлом для оформления Церквей и
дворцрв, в недавнем прошлом — в украшении общественных зданий и метро, а в
настоящее время для украшения храмов нашей Родины.

Техника древнерусской мозаики полов

Различают две разновидности техник набора мозаичных полов. Первая использовалась в X столетии. Примером такого способа оформления могут служить полы Десятинной церкви. Мозаика в этом храме выложена непосредственно на черновой пол. При этом пластинки мрамора, порфира и яшмы вдавлены в довольно толстый слой известково-цемяночного раствора. Примером второго способа укладки мозаики, который начал использоваться в XI в., может служить оформление собора св. Софии в Новгороде. В этом случае площадь пола предварительно покрывалась большими плитами известняка или шифера. Далее в них делались углубления, которые и заполнялись мозаичным набором, выполненным из кубиков смальты. При использовании обеих техник мозаикой украшался не весь пол целиком, а лишь центральная его часть. Остальная площадь заполнялась керамической плиткой с цветной поливкой.

Византийская мозаика

На раннем этапе существования Византийской империи мозаика применялась для украшения церквей и дворцов. При этом, в качестве элементов узора, кроме смальты применяли и полудрагоценные камни. Камни не обрабатывали, что придавало мозаике нарочито грубоватый, природный вид.

У византийских мастеров было принято сочетать саму мозаику с мрамором, которым облицовывались нижние части стен. Мозаикой декорировали верхние части, в том числе своды и купола.

Такое сочетание разнотипных, но близких по природе материалов создавали контраст, подчеркивающий преимущества, как полированного мрамора, так и мозаики.

Именно из Византии в Киевскую Русь и пришла, вместе с христианством, мозаика. Византийской смальтой, однако, пользовались недолго, открыв собственное производство. Занимались этим монахи Михайловского Златоверхого монастыря и Софийского собора.

Посетители собора Святой Софии Киевской до сих пор могут увидеть небывалое богатство мозаики. Специалисты подсчитали, что при украшении храма использовано около ста семидесяти оттенков смальты, в том числе и золотой. Убранство этого исторического здания было демонстрацией роскоши, так как далеко не каждая страна могла себе позволить вложить столько средств в мозаику.

В последующие эпохи храмы с таким богатым мозаичным оформлением в Восточной Европе не возводились. Вложения окупились небывалой красотой, причудливыми переливами света и тени, памятником умению древнерусских мастеров.

ПОЛЕЗНАЯ ССЫЛКА: А вот о том, как человечество изобрело кафельную плитку вы узнаете ознакомившись с циклом статей «История керамической плитки»

Исторические сведения

Так, после экспериментов с доступным сортом стекла — смальтой, они смогли делать заготовки для высокохудожественной мозаики:

  • разноцветные, с добавлением природных минеральных красителей;
  • с добавлением различных металлов (золота, серебра и др.).

Начиная с III в. искусство византийских мастеров стало развиваться и достигало наибольшего расцвета на протяжении 2 периодов:

  • «Золотой век» — VI-VII вв.;
  • после окончания периода иконоборчества — IX-XIV вв.

Христианская и библейская истории стали центральной темой мозаик.

Для достижения максимального впечатления от изображений мастера доводили красочную палитру до возможности передавать все, встречающиеся в природе:

  • цвета;
  • оттенки;
  • полутона.

На протяжении существования Византийской империи искусство создания мозаики развивалось и совершенствовалось.

Мозаика «Евхаристия»

На этой старинной мозаике изображен момент причащения святых апостолов в присутствии архангелов, когда Иисус раздает своим последователям хлеб и вино (Тело и Кровь Христову). Интересно, что Спаситель изображен два раза: он стоит и слева, и справа от престола.

Фрагмент знаменитой мозаики. /Фото:pravlife.org Эта мозаика также необычайно насыщенна с точки зрения цветовой гаммы: апостолы изображены в белых одеяниях, Господь – в синем плаще и пурпурном хитоне с золотом. Дополняет эту картину престол малинового цвета. Мозаика «Евхаристия». Центральная её часть. /Фото:pravlife.org

Обучение на мозаичиста

Специалистов по мозаике в России традиционно готовят на кафедрах монументального искусства художественных вузов. Однако любое художественное образование позволяет работать мозаичистом. В любом случае освоение мозаичных техник требует дополнительных занятий.

Платные курсы и местер-классы проводят художественные мастерские, специализирующиеся на мозаике. Они знакомят слушателей с технологиями укладки мозаики.

Учебно-производственный центр нетрадиционных ремесел (Воронеж)

Специальность «Мозаичник монументально-декоративной живописи».

Важно! Обучают инвалидов

Художественная идея

Валентин Борисенко, руководитель мозаичной мастерской Гильдии храмоздателей

Сретенский храм находится в комплексе сооружений Патриаршего центра духовного развития детей и молодежи: кинотеатра, школы, просветительского центра. Поэтому у него особая миссионерская задача.

Для крещения людей и в качестве перехода между светскими помещениями Центра и храмом мы построили крестильню, украшенную орнаментами и материалами, которые относят нас к первым веками христианства.

За алтарем находится небольшое пространство с изображением сюжета Крещения Господня. Мы будто видим только часть сохранившейся древней мозаики: сначала идет штукатурный фон, который становится более фактурным при приближении к иконе. Затем начинается большая плоскость колотого мрамора, который переходит в резные элементы, а потом — в мозаику из кусочков колотого мрамора. Акцент на ключевых элементах сюжета делается с помощью полудрагоценных камней, цветной и золотой смальты, дополняющих мозаику. Так при помощи иерархии материалов мы подчеркнули идею преображения земной материи в священное изображение.

Гильдия храмоздателей — профессиональная ассоциация, объединяющая специалистов и мастеров в области сакрального искусства. По вопросам сотрудничества, , Москва, 2-ая улица Энтузиастов, дом 5, корпус 7.

Мозaикa — отличный мaтериaл для отделки помещений

Сегодня можно смело утверждaть, что мозaикa переживaет второе рождение. Мозaичные полыв предстaвлены: в мaгaзинaх, жилых помещениях, SPA сaлонaх, бaссейнaх.
Нaпольное покрытие, может быть кaк простым по дизaйну тaк и предстaвлять собой произведение искусствa. Все это стaло возможным блaгодaря небольшому рaзмеру мозaики. Рaзмер мозaики от 10х10 мм. Тaкже мозaикa предстaвленa большим количеством цветов. Отлично смотрятся тaкже фрaгменты мозaики в виде «ковров». Мозaичный «ковер» из мозaики может служить укрaшением полa в гостиной комнaте жилого помещения.
Сегодня возможно создaвaть мозaичные рисунки в зaводских условиях и предостaвлять зaкaзчику готовые модули. Кaк прaвило это модули 316мм нa 316мм (для мозaики 1х1 см).Эти модули предстaвляют собой фрaгменты кaртины, нaклеенного нa листы плотной бумaги, при этом нужно помнить что модуль мозaики уклaдывaется сверху. Теперь необходимо подождaть покa клей зaстынет, зaтереть швы.
Кроме зaводских модулей можно приобрети нaбор плиток рaзного цветa и сaмостоятельно сделaть из них рисунок кaк это делaли рaньше. Техникa мозaики позволяет с легкостью облицовывaть криволинейные поверхности, делaть плaвные переходы от горизонтaли к вертикaли, при устройстве нaпример бaссейнов. Фaнтaзии дизaйнерa могут быть выполнены при помощистеклянной мозaики. Яркие смеси придaдут интерьерaм великолепие, создaдут прaздничное нaстроение.

Современная вышивка

Современные наборы для рукоделия разнообразны. В стандартном виде это полотно с рисунком в натуральную величину, покрытое специальным клеящим составом.

Он же может располагаться на краях полотна, где не предусмотрена выкладка бусин. В начале работы края закрывают малярной лентой. Это предотвращает попадание на липкий слой пыли и иного мелкого мусора.

В целях профилактики повреждения клеевого слоя используется защитная пленка. Она же не позволяет клею изменять свои свойства. Для основной работы в комплект включают палочку-стилус (реже – пинцет).

Пинцеты, входящие в наборы, выполняют из пластика. Они не слишком удобны для выкладки, ввиду чего в работе стараются использовать металлические аналоги с узкими концами.

Современные стразы производят из акрила и стекла, выпускают размером от 2 до 5 мм с разным числом граней (9 и 13). Помимо этого, элементы отличаются формой и способом выкладывания. Реже в работе используют кристаллы Сваровски.

Выкладка бывает частичной либо полноценной. Первый тип предполагает фрагментарное заполнение рисунка стразами одинакового размера и формы. Они проще в работе, в результате чего на декоративный процесс уходит не слишком много времени.

От обычных разновидностей такой способ отличается тем, что на основную часть полотна нанесен плотный рисунок без цифр либо букв, указывающих на цвета нужных страз.

Акцентная часть полотна размещается преимущественно в центре, нередко дополняется контрастной рамкой. Во втором случае стразами закрывают всю площадь картины. Она не имеет просветов, смотрится объемнее и интереснее.

Форма элементов, используемых в алмазной вышивке, – круглая либо квадратная. Фактура – глянцевая, матовая.

Сложность работы может быть низкой, средней, высокой. Полотна последнего типа воссоздают максимально реалистичные изображения. Как правило, это картины большего размера с множеством оттенков.

В комплектацию может входить инструкция по сборке полотнища. Кроме ключа-схемы, в работе используется емкость для страз. Контейнеры удобнее в плане работы, снабжаются небольшими бортами и рифлением.

Зачастую в комплектацию входят подрамники. В таких наборах полотно уже натянуто на раму. Оно удобнее в плане работы, имеет равномерное натяжение, не требует покупки рамки, которая зачастую выполняется на заказ.

Тематика современных картин учитывает интересы разных творческих личностей. Для детей это картины с изображением персонажей любимых мультфильмов, животных, сказочных героев.

Взрослые могут приобрести варианты с пейзажами, натюрмортами, портретами, цветами, морской и иной тематикой.

Полезная информация. Мозаика из натурального камня

В производстве мозаики используют самый разный камень, начиная с природного туфа и кончая редчайшими породами мрамора и оникса. Цвет природного материала неповторим, что делает мозаичное изображение особенным. Камень можно полировать, а можно состарить — тогда цвет будет приглушенным, а края более гладкими. Их широко применяют для отделки полов, дорожек, двориков. Для ванн и бассейнов используют камни, которые не впитывают влагу.

Мозаичные картины из камня обладают одним из наиболее ценных свойств – они вечны, краски камней не тускнеют, не выцветают и не осыпаются.

Стеклянная мозаика.

Сегодня это самый распространенный материал для производства мозаики. Оно долговечно, жаростойко, водостойко, морозоустойчиво и ударопрочно. Известно, что стекло имеет сплошную структуру, а значит, неподвержено влиянию микроорганизмов и бактерий. Палитра венецианского cтeкла настолько разнообразна, что трудно под­дается описанию. Самая распространенная форма наборных элементов — квадратная. Существуют чипы четырех размеров:10х10, 15х15, 20х20, 25х25, 48х48, 100х100 мм толщина колеблется от 4 до 8 мм. Чем мельче чип­ы, тем детальнее будет изображение и точнее прорисовка изделия.

История мозаики берет свое начало в Древней Греции. В Древнем Риме и Византии это искусство получило весьма широкое распространение, после чего было надолго забыто и возродилось лишь в середине XVIII века.

Малые размеры делают мозаичные плитки пригодными для внутренней и наружной облицовки любых криволинейных поверхностей. Цветные мозаичные элементы раскладываются на листах (сетках). Модули (чипы) на листе фиксируются с помощью  сеточной ткани.

Развитие

С годами технология алмазной живописи совершенствовалась. В Средние века появился стеклярус. Именно его сегодня считают прародителем современных страз, используемых в вышивке.

В то время для работы использовалась текстильная канва, имеющая разметку для правильного расположения стеклянного декора. В работе использовали полотна из разного материала.

В нашей стране это было рукоделие для знати и придворных дам. Стеклярусом декорировали не только одежду, картины и иконы. Им оформляли аксессуары: браслеты, кошельки, шляпки.

Его активное распространение началось в XIX веке. Однако со временем данный вид рукоделия утратил свою популярность. Интерес к нему появился в прошлом веке.

Именно в это время техника стала именоваться алмазной вышивкой или методикой рисования стразами. Кто-то сравнивал ее со сверкающей живописью.

Тогда у полотна не было клеевой основы. Однако суть заключалась в том, чтобы закрыть картинку цветными элементами, подобно созданию рисунка из мозаики. В XXI веке техника постоянно совершенствовалась.

Сегодня алмазная мозаика используется для создания панно, украшения предметов интерьера, различных аксессуаров. Она продается в виде наборов для рукоделия.

Металлическая мозаика

Металлическая мозаика появилась лишь несколько лет назад. Модули представляют собой штампованные металлические колпачки высотой 4 мм из полумиллиметрового листа нержавеющей стали. Они закрепляются на запатентованной резиновой подложке, которая придает плитке необходимую степень жесткости. Модули могут иметь разную форму, фактуру и даже цвет поверхности. Овальные, шестигранные, прямоугольные, ромбовидные и квадратные элементы позволяют выложить замысловатый ковер на стене или на полу. Поверхность стали делают полированной, матовой, с насечками разных видов и, наконец, покрытой тонким слоем латуни или бронзы.

Металлизма довольно дорога: 1 кв. м — около $ 250-350. Но если использовать ее в качестве декора или для отделки небольших поверхностей, получится вариант «недорого и достойно» и при контролируемых затратах интерьер приобретет изюминку. Для отделки бассейнов существует специальная серия high tech из более коррозионно-стойкой «нержавейки». Производители не рекомендует использовать ее для облицовки поверхностей, находящихся на улице. Золото и платина. Такой декор — бесспорный признак роскоши. Все фабрики, производящие мозаику, выпускают коллекции с желтым, белым золотом или платиной. Есть серии, в которых мозаику от начала до конца делают вручную, прокладывая между двумя слоями стекла настоящую золотую фольгу 99-й пробы. Очевидно, что и цена такого материала немалая — 2 евро за один сегмент (20х20 мм) или 3300 евро за 1 кв. м. Но выглядит она великолепно!

Чаще всего золотую мозаику используют поштучно, делая вставки. Подобные изделия предлагаются как для стен, так и для полов, вкрапления особенно красиво смотрятся на дне бассейна.

Изображения

Ахилла обожают принцессы Скироса , сцена из Илиады, где Одиссей (Улисс) обнаруживает, что он одет как женщина и прячется среди принцесс при королевском дворе Скироса. Позднеримская мозаика из Ла Ольмеда , Испания, 4-5 вв. Н.э.

Помимо геометрических узоров и рисунков, на римских мозаиках часто изображались божественные персонажи или мифологические сцены.

Портреты

На римских мозаиках часто встречаются изображения известных личностей или развлекательные сцены. Александр Мозаика из Дома Фавна , Помпеи изображает битву при Иссе между Александром Македонским и Дарием III . Помимо известных людей древности, мозаики могут изображать аспекты повседневной жизни. Гладиатор Мозаика из Рима изображает боевую сцену, называя каждый гладиатор участием. Гладиаторские сцены также известны из Лептис Магна .

Религия

Одним из самых ранних примеров раннехристианского искусства в мозаике является мозаика пола начала 4-го века с виллы в Хинтон-Сент-Мэри , Дорсет , Англия, на которой изображен Христос с Чи-Ро за головой. Мозаика сейчас находится в Британском музее . Мозаики Орфея , которые часто включают в себя множество животных, нарисованных играми бога, очень распространены; он также использовался в раннехристианском искусстве как символ Христа. Еще одна распространенная тема — сцены с Дионисом .

Когда римский период слился с поздней античностью , настенная мозаика стала доминирующей формой искусства в великих церквях, а стиль с золотым покрытием стал обычным. В Италии высока доля уцелевших.

Эмблемы

Прогресс в технике мозаики создал эмблему, «сердце» всей мозаики

Слово эмблема используется для описания небольшой мозаики, изображающей небольшую жанровую сцену или натюрморт, характеризующуюся особенно тонкими мозаиками, изготовленными отдельно и установленными в центральном или важном месте на главной панели.

Технология изготовления

Византийская мозаика характеризуется художественным мастерством высокого уровня. В основе ее изготовление лежит штучный элемент. При правильном подборе цветов и форм всех элементов и фрагментов на выходе, у мастера-мозаиста получался художественный шедевр.

При смешивании исходных ингредиентов в различных соотношениях мастера научились изготавливать до нескольких сотен различных видов смальты. Для ее обработки хорошо подходил несложный слесарный инструмент, которым в те времена располагали ремесленники. Благодаря такой огранке отдельным элементам придавались геометрические формы, удобные для укладки их в мозаичное полотно.

Распространенные формы штучных элементов:

  • кубическая (использовалась чаще всего);
  • прямоугольная;
  • треугольная;
  • фрагмент зигзага;
  • многогранная и др.

Основные этапы технологии изготовления мозаик:

Выполнение эскиза будущего полотна. Он прорисовывался в полном виде. Затем делился на фрагменты и смысловые части. Над одной мозаикой могло трудиться несколько ремесленников одновременно.
Укладка первоэлементов проводилась только на ровную и гладкую поверхность

Ее подготовке и конечному качеству уделялось особое внимание.
Параллельно идет изготовление смальты: подбираются ингредиенты, при смешивании которых мастер получает необходимый цвет. Например, если на лицо персонажа падает тень, то этот фрагмент будет состоять из 3-4 оттенков смальты для постепенного перехода колера.
Отличительная черта готового рисунка — четкий контур у каждого персонажа и объекта

Для этого применяется прием оконтуривания — когда маленькими кубиками прокладывается 1 или 2 тонких линии вдоль границ объекта и фона.
Для подчеркивания святости участников библейского события на полотне применялась смальта с добавлением: золота, серебра и ртути. Данный технологический ход позволял создать эффект живости и показать особое значение происходящих событий.

Хронология событий

За свою историю Софийских собор перетерпел немало испытаний. Его неоднократно разрушали и заново возводили, практически полностью перестраивая. В 1240 году храм впервые подвергся серьезным изменениям, именно тогда на Киев напали монголо-татары. София Киевская (фото собора представлены в статье) была разграблена и практически полностью разрушена. Потухло на какое-то время великолепие и буйство красок.

Полное восстановление памятника София Киевская произошло при митрополите Петре Могиле, который основал при храме мужской монастырь. Собор имел прежний внешний вид, но само здание требовало немедленной реконструкции. В 1633-1647 годах храм был частично восстановлен. Отремонтировали, заменили крышу, полы и установили роскошно украшенный иконостас в соборе София Киевская. Фото, внутри сделанное, может передать только малую часть всей красоты.

1697 год стал для собора роковым. Пожар поглотил практически все деревянные постройки монастыря. После этого было принято решение о капитальном восстановлении. В то время была возведена трехъярусная Софийская колокольня. В 1852 году был достроен четвертый ярус. Само здание собора также перестроили, и оно приобрело характерные для того времени черты украинского барокко.

В 1722-1730 годах на территории монастыря построили трапезную и пекарню, в которой потом располагалось епархиальное управление.

В 1934 году здания храма по решению советского правительства были объявлены Государственным заповедником истории и архитектуры.

Советский период вдохнул новую жизнь в развитие монастыря. Именно в это время активно проводились реставрационные работы, в результате которых был восстановлен внешний вид храма и другие постройки комплекса.

В 1990 году София Киевская была включена ЮНЕСКО в Список сооружений мировой культуры. В том же году собору была вручена грамота, которая давала права на самостоятельное управление.

Уникальный памятник архитектуры – София Киевская. Описание и история его создания будоражит воображение даже людей далеких от религии.