Устройство и принцип работы водяного насоса

Оглавление

Что такое помпа в автомобиле и её назначение

Жидкость по системе охлаждения самостоятельно передвигаться не может, поэтому в конструкцию жидкостной системы входит водяной насос, он же – помпа. Основная задача его – обеспечение циркуляции охлаждающей жидкости по системе, что и обеспечивает забор тепла и отвод его.

Больше помпа ничего не выполняет, но от ее работы зависит нормальное функционирование мотора. Без нее силовая установка очень быстро будет перегреваться, поскольку не будет обеспечиваться отведение тепла.

Видео: Для чего в автомобиле нужна водяная помпа

На автомобилях на данный момент используется водяной насос центробежного типа. Широкое распространение этот тип помпы получил благодаря простоте конструкции, при этом он вполне справляется с поставленной задачей. Для привода его используется усилие, получаемое от коленчатого вала, которое передается за счет ременной передачи.

Циркуляция жидкости по системе обеспечивается за счет крыльчатки. Чтобы она обеспечивала движение жидкости в рубашке охлаждения, насос входит в конструкцию силового агрегата. Причем основная его часть располагается с внешней его стороны, и только крыльчатка располагается внутри рубашки.

Что такое помпа в легковом автомобиле

Проводить отбор тепловой энергии от двигателя внутреннего сгорания инженеры умеют несколькими способами:

  • воздушный;
  • жидкостной;
  • комбинированный.

Системы, разработанные на основе воздушного охлаждения, принято называть отрытыми. В них задействованы направленные потоки воздуха, обходящие корпус ДВС снаружи. Подобная конструкция все реже встречается в современных автомобилях, но востребована в мелкой мототехнике.

Представителями закрытых систем являются жидкостные аналоги. Отбор тепла осуществляется за счет циркуляции антифриза по каналам охватывающей рубашки блока цилиндров. Комбинированная схема предполагает внедрение одновременно воздушного и жидкостного охлаждения для автомобиля.

В последних двух типах конструкций обязательным атрибутом является помпа, именно так обычно правильно называется водяной насос, как неотъемлемая часть принудительной циркуляции охлаждающей жидкости в автомобиле.

Предназначение помп: зависимость от жидкости

Моделей водяных помп выпускают довольно много, но все устройства отличается еще одной характеристикой — возможностью беспроблемной работы с той или иной жидкой средой.

  1. Чистая либо слабозагрязненная вода. Такое оборудование имеет шанс без ущерба для рабочих узлов перекачивать почти незагрязненную жидкость. Она может содержать твердые включения размером до 0,5-0,8 мм.
  2. Вода средней степени загрязненности. Помпы, предназначенные для работы с ней, отличаются большей мощностью. В этом случае проборы способны справиться с перекачиванием жидкости, размеры твердых частиц которой составляют максимум 15 мм. Первый пример — пожарные мотопомпы, используемые не только по прямому назначению, но и для транспортировки воды на большие расстояния.
  3. Жидкость с сильной степенью загрязнения. Для этого насосного оборудования характерна высокая производительность, способность создать напор, максимальный показатель которого составляет 35 м водяного столба. Такие помпы легко справляются с включениями, диаметр которых не превышает 25 мм.

Самая серьезная проблема — канализационные сточные воды, требующие «профессионалов». Такие помповые насосы называют фекальными. Их предназначение — перекачка сточных вод, имеющих крупные, волокнистые, нерастворимые включения. Отличие фекальных агрегатов от всех предыдущих видов — наличие специального устройства — режущего механизма. Его задача — измельчение твердых неорганических компонентов жидкости.

Что такое помпа в легковом автомобиле

Проводить отбор тепловой энергии от двигателя внутреннего сгорания инженеры умеют несколькими способами:

  • воздушный;
  • жидкостной;
  • комбинированный.

Системы, разработанные на основе воздушного охлаждения, принято называть отрытыми. В них задействованы направленные потоки воздуха, обходящие корпус ДВС снаружи. Подобная конструкция все реже встречается в современных автомобилях, но востребована в мелкой мототехнике.

Представителями закрытых систем являются жидкостные аналоги. Отбор тепла осуществляется за счет циркуляции антифриза по каналам охватывающей рубашки блока цилиндров. Комбинированная схема предполагает внедрение одновременно воздушного и жидкостного охлаждения для автомобиля.

В последних двух типах конструкций обязательным атрибутом является помпа, именно так обычно правильно называется водяной насос, как неотъемлемая часть принудительной циркуляции охлаждающей жидкости в автомобиле.

Признаки неисправности помпы

В машине в процессе работы происходит естественный износ всех механических элементов. Значительной нагрузке подвергаются герметизирующая манжета и подшипник, которые и выходят из строя чаще остальных деталей. Реже поломки происходят со шкивом или крыльчаткой.

Признаки поломки помпы удастся заметить по следующим факторам:

  1. Не снимая насос, тестировать нужно по наличию пятен антифриза под автомобилем на местах длительной парковки.
  2. Во время работы как на боковых стенках, так и внизу происходит забрызгивание пространства антифризом. Когда в конструкции предусмотрен защитный кожух, то симптомы проявляются в виде потеков в нижней области кожуха.
  3. Неисправности или повреждения можно услышать во время работы мотора. Появляются посторонние шумы в виде треска или гула в области установки насоса.
  4. На шкале приборов термометр выводит значения, выше предельно допустимых. После этого может часто глохнуть мотор.

Водителя должны всегда настораживать образующиеся после стоянки пятна под машиной в области подкапотного пространства. Чтобы лучше рассмотреть потенциальный участок протечки, рекомендуем открутить крепеж защитной крышки ГРМ. Если обнаруживается избыточная влажность, то рекомендуем провести простые диагностические мероприятия:

  • мотор полностью выключаем и ставим машину на ручник,
  • удаляем крышку газораспределительного механизма,
  • ослабляем натяг ременной передачи на шкиве помпы,
  • пробуем прикладывать небольшое усилие к валу, покачивая его в посадочном гнезде вправо/влево.

Ощущаемый люфт вала является одним из главных признаков, после появления которых необходимо озаботиться заменой водяного насоса в автомобиле. Если удалось услышать явные шумы со стороны помпы, то также необходимо провести диагностику вала.

Негативные опасения могут подтвердиться, когда во время езды заглохнет мотор, а в это время на датчике будет критичная температура, например, выше 1200С. Это – свидетельство заклинивания вала насоса либо слетевшего ремня, либо разорвавшегося ремня ГРМ. В худшем варианте развития событий дополнительно окажутся согнутыми от поршней клапаны.

Если оборвется ремень генератора, то водитель сможет это опознать по загоревшемуся индикатору на приборной панели, обозначающему отсутствие зарядки АКБ, одновременно станет заметно повышаться температура. Водителю рекомендуем максимально быстро глушить мотор и эвакуировать машину на станцию техобслуживания.

Как заменить насос

Помпа, она же сливной насос стиральной машины, может выйти из строя по причине попадания на крыльчатку посторонних котов предметов, засорения насоса нечистотами, а также из-за разболтавшегося электромагнитного сердечника. Из-за этой поломки вы не сможете слить воду после стирки любимых валенок, в таких случаях придется вычерпывать воду из стиральной машины с помощью ковша с цветочками, который, уверен, есть у любой хозяйки. Дело это хлопотное, потому мы решили вам рассказать, как это сделать быстро, а также избежав евроремонта у соседей снизу.

Поменять насос совсем несложно достаточно осуществить вышеописанные действия по снятию устройства, затем на его место установить новую деталь. Установка нового устройства осуществляется с соблюдением


Новое устройство для замены

Для замены лучше всего использовать оригинальный насос для конкретной модели, но если приобрести фирменную деталь нет возможности, то устанавливают универсальную модель.

Такой насос подходит ко многим стиральным машинам, но реализуется без улитки, поэтому если эта деталь повреждена, то при отсутствии новой модели фирменного насоса, необходимо найти неисправную стиральную машину, которая будет использована как донор для извлечения заведомо исправного сливного устройства.

Где находится помпа в стиральной машине: как добраться до сливного насоса?

Помпа машинки — это одна из важнейших деталей всей системы, поэтому каждому владельцу бытовой техники будет полезно знать, где она находится. Во многих популярных марках все управляющие узлы, включая насос, размещены в нижней части.

Как добраться до помпы

Для того чтобы подобраться к внутренним частям машинки, необходимо:

Отключить стиральную машину от сети.
Установить ее на боковую стенку, разместив так, чтобы, слив оказалась сверху.
Демонтировать нижнюю панель.

Проделав это, вы легко сможете добраться до всех важных узлов машинки.

В некоторых приборах, таких как Zanussi и Electrolux, все сделано намного проще. Для доступа к элементам стиральной машины необходимо просто демонтировать заднюю панель. Для этого даже не придется менять расположение бытового прибора, достаточно будет просто отодвинуть ее от стены.

Гораздо сложнее добраться до внутренней начинки в машинках Bosch, Siemens и AEG. Все управляющие элементы этих марок находятся за передней панелью. Для ее демонтажа необходимо снять люк загрузки, что требует определенных навыков.

Функции сливного насоса

Помпа стиральной машины — это мотор малой мощности асинхронного типа. Он работает на принципах системы магнитного ротора и обеспечивает распределение воды во время стирки. Насос отвечает за подачу жидкости в барабан, и за слив отходов через клапан.

 В случае его поломки весть процесс останавливается, и стирка становиться невозможной. Именно поэтому контроль за сливным насосом должен быть особенно тщательным.

Без периодической чистки и диагностики он забивается различным мусором и отложениями, образующимися из-за жидкостей.

Основными признаками неисправности помпы служат:

  • многоразовая отмена заданной программы;
  • громкое гудение при заборе и сливе воды;
  • уменьшение объёмов подаваемой воды;
  • систематические сбои и некорректная работа машинки.

Столкнувшись с этими сигналами, обязательно проверьте сливной насос: именно для этого вам и нужно знать, где он находится в стиральной машине. Замена сливного насоса — не самая простая процедура. Гораздо проще избежать неприятных последствий, чем исправлять серьезную поломку. Тщательно ухаживайте за машиной, периодически прочищайте насос, и она прослужит вам гораздо дольше.

Принцип работы насоса, его применение и расположение

В момент эксплуатации стиральной машинки вода подается внутрь устройства под давлением, то есть забор происходит автоматически, как только выбраны необходимые программы и нажата кнопка «СТАРТ». Далее процесс происходит по следующему сценарию:

  • клапан электромагнитный приводится в открытое положение;
  • прессостат (датчик для контроля уровня жидкости в баке) отмеряет нужный объем воды;
  • путь жидкости пролегает через отсеки, где располагаются необходимые средства для стирки (стиральный порошок), вода смешивается с ними, и таким образом в растворенном виде попадают в бак;
  • находящаяся под давлением жидкость, поступает в нужном объеме в камеру, где заложено белье.

Во время процесса и завершении стирки в дело вступает водяной насос (помпа). Именно он производит слив и откачку грязной отработанной жидкости после завершения стирки или лишней воды после полоскания. Помпа участвует практически во всех режимах стирки!

Как только на насос подается сигнал от электронного модуля, отработанная вода за счет крыльчатки устройства начнет откачиваться в канализацию. Путь прохождения жидкости происходит следующим образом:

Вода поступает через резиновый патрубок, который соединен с баком и улиткой при помощи специальных хомутов, далее жидкость поступает в помпу через специальный фильтр расположенный в улитке, он защищает крыльчатку насоса от попадания мусора, во избежания заклинивания крыльчатки. Далее жидкость выходит наружу через сливной шланг, который соединен к улитке. Грязная жидкая фаза откачивается до тех пор, пока полностью не откачает отработанную жидкость с бака стиральной машины.

Сливной электронасос располагается в нижней части агрегата под баком. Он прикреплен к пластмассовой улитке обычно с помощью трех винтов, а улитка в свою очередь крепиться к корпусу агрегата с лицевой стороны. Такое расположение удобно для быстрого доступа к ней, если например понадобиться почистить ее от мусора или слить жидкость с системы.

В машинках для стирки применяются два вида помп:

циркуляционный вид помпы применяется в паре с обычным насосом, их применяют в новых моделях машин премиум класса типа Индезит, Аристон и тд. Данный вариант подает воду непосредственно в зону стирки и циркулирует по всей системе, что улучшает эффективность стирки.

машинки из более бюджетного типа или не нового поколения как например пузырьковая машинка Daewoo (Деу) оснащены простой помпой например фирмы Askoll, которая просто сливает отработанную жидкость в канализацию.

Ремонт сливного насоса стиральной машины, как правило, не проводится, скорее всего, предстоит замена запчастей в таких устройствах. То есть придется полностью менять сломанную помпу на новую.

Пошаговая инструкция — как сделать насос своими руками?

Перед началом работы следует проверить на соответствие контакты электронасоса и реле. Делают это с помощью тестера, по очереди прикладывая его щупы к проводам. Если все в порядке, провода можно соединять. Дальнейший порядок действий:

  1. Делаем защитный кожух. Для этой цели подойдет любая пластиковая посудина, например, банка. Проделав в ней отверстие, чтобы вывести через него проводку, поместите внутрь емкости реле. Тут оно будет в безопасности — пластик защитит прибор от осадков.
  2. Подключаем помпу к электросети. Проверяем ее работу.
  3. На выходе помпы устанавливаем тройник. Прикручиваем к нему шланги и закрепляем соединения при помощи металлических хомутов.
  4. Возьмите пластину из металла или дюралюминия. Просверлив в ней 6 отверстий для резьбы 6 мм, закрепите аппарат. 4 отверстия — для крепления помпы, 2 — для крепления пластины.
  5. В стальном штыре 15х800 мм толщиной 6 мм проделайте 2 отверстия. На пластине укрепите насос, а ее саму соедините со штырем с помощью двух болтов. Воткните штырь в землю — теперь это и опора, и заземление.
  6. Проверьте работу самоделки. Погрузите конец короткого шланга в резервуар, наполненный водой. Если вместо бочки вы использовали закрытую емкость, проделайте в ней отверстие под шланг. Отверстие заизолируйте с помощью герметика.

Для самого насоса тоже делают «домик» — для этой цели подойдет пластиковая коробка. В ней заранее проделывают отверстия под провода. С помощью такой самоделки можно поливать огород и сад через шланг или организовать удобный капельный полив.

Учтите, что старая помпа от машинки не рассчитана на длительную работу без перерывов. Не стоит оставлять ее включенной надолго. Такой полив можно воспринимать как вспомогательный. С большими нагрузками мини-насосная, созданная на основе запчастей стиральной машинки, не справится.

Видео:

Расположение и назначение элемента

В автомобилях предусмотрено чаще всего два круга охлаждения:

  • малый;
  • большой.

Также предусмотрены различные элементы, входящие в систему охлаждения. Каждый из них выполняет свою функцию. А для чего нужна помпа, является очевидным многим опытным автомобилистам, так как она работает для принудительной прокачки жидкости в отведенных для этого полостях и каналах.

Встроенная в корпус насоса крыльчатка отвечает за перекачивание антифриза. Вращение этому колесу передается по ременному приводу. Шкивы передачи располагаются на валу помпы и на выходном хвостовике коленвала автомобиля.

Находится водяной насос там, где его расположили инженеры. В большинстве моделей современных машин найти помпу можно в следующих зонах:

  • если смотреть по ходу движения, то в машинах с передним приводом прокачивающее устройство располагается на правом торце блока цилиндров (так как помпа является жестко связанной с приводом ГРМ, то она располагается там, где привод защищен крышкой);
  • автомобили с задним приводом оснащаются водяным насосом, зафиксированным на передней стенке блока цилиндров, а вращение крыльчатки придает ремень от ГРМ либо от привода генератора.

Помпа перегоняет антифриз по каналам и двум радиаторам, один из которых служит от вывода тепла в атмосферу, а второй способен передавать тепло в салон. Таким образом удается быстро остудить силовую установку.

Куда качает помпа?

Помпа всегда качает от себя, то есть она толкает, но не всасывает. Это обеспечивается, тем что крыльчатка вращаясь, создает центробежную силу, которая проталкивает антифриз дальше. Задача помпы обеспечить движение и давления жидкости от радиатора к двигателю, поэтому она прокачивает охлаждающую жидкость в двигатель. Конструкционно крыльчатка может вращаться как по часовой, так и против часовой стрелки.

Когда надо менять помпу?

Интервалы замены помпы четко указаны в руководстве по эксплуатации вашего автомобиля. Самый распространенный вариант – при каждой второй замене ремня ГРМ либо когда появились симптомы выхода ее из строя (шум подшипника, течь, люфт).

Периодичность замены

Что касается плановой замены автомобильной помпы, то периодичность ее замены у многих автомобилей попросту не указана в технической документации. Поэтому большинство автолюбителей выполняют плановую замену через каждые 60…90 тысяч километров пробега, что соответствует плановой замене ремня ГРМ. Соответственно, менять их можно парой.

Во втором случае, если используется более качественная помпа и менее качественный ремень, то замену можно проводить следующим образом — одна замена помпы на две замены ремня ГРМ (примерно через 120…180 тысяч километров пробега). Однако при этом необходимо внимательно изучить состояние одного и другого узла. Вместе с заменой ремешка и помпы также имеет смысл заменить и направляющие ролики (если купить их комплектом, то это обойдется дешевле).

Сроки службы водяной помпы

Ресурс водяной помпы значительно сокращается при эксплуатации в условиях экстремальных температур. Комплектующая подвержена большему износу во время сильной жары или больших морозов.

Замену водяной помпы производят вместе с ремнем ГРМ (каждые 60 000 — 90 000 км пробега). Более качественные автозапчасти меняют через 120 000 — 180 000 км пробега.

Как пользоваться водяной помпой правильно

Основные рекомендации по эксплуатации оборудования:

  • бутыль с насосом держать в затененном месте с температурой воздуха до +20°С;
  • перед установкой или снятием оборудования для подачи воды вымыть руки;
  • при обслуживании и эксплуатации не дотрагиваться до носика нагнетателя;
  • избегать контакта раздающей трубки и тары;
  • не опускать наконечник глубоко в наполняемый стакан, избегать обратной подачи жидкости;
  • проводить обслуживание оборудования с промывкой дезинфицирующим составом не реже 2 раз в год.

Устройства с электродвигателем можно промывать локально, используя ершик и щетку. Погружать в воду корпус с мотором и элементами питания запрещено, поскольку влага наносит необратимые повреждения. При обнаружении воды внутри мотора или батарейного отсека оборудование снимается с гарантийного обслуживания.

Признаки неисправности помпы

Простота конструкции водяного насоса обеспечивает ему отличные показатели по надежности и длительности срока эксплуатации. Но неисправности с этим узлом все же бывают, поскольку в конструкции используются элементы, которые являются «слабым» местом насоса. Ими являются подшипники и сальник. При эксплуатации нередко подшипники изнашиваются, что приводит к появлению люфтов. Это сразу же сказывается на герметичности сальника. Но и сам резинотехнический элемент в процессе эксплуатации может получить повреждения.

Видео: Признаки неисправности помпы. Выбор помпы ВАЗ. Устройство помпы Ваз НИВА

https://youtube.com/watch?v=4aqFBj9vKfQ

Основными признаками износа помпы:

  1. Подтекание охлаждающей жидкости со стороны водяного насоса.
  2. Появление сторонних шумов при работе мотора.
  3. Визуально заметный люфт при работающей установке.

Все эти признаки и дают изношенные подшипники и поврежденный сальник. Бывают и другие неисправности, которые встречаются гораздо реже. Среди них – повреждение крыльчатки в результате химических процессов, происходящих в результате постоянного контакта с антифризом, появление трещин на корпусе, чрезмерный износ рабочих поверхностей шкива или зубчатого колеса.

Отметим, что водяная помпа – один из узлов силовой установки, который ремонту не подвергается. Все составные элементы садятся в корпус путем запрессовки, поэтому узел является неразборным, и в случае появления признаков износа, помпа просто заменяется. При этом обязательной замене подлежит также и прокладка. Единственное, можно поменять только шкив, и то, если он крепится к оси при помощи болтового соединения.

Последствия неисправности водяной помпы

Если водяная помпа не работает и антифриз или тосол не циркулирует по системе, то температура двигателя быстро повышается и стрелка датчика температуры воды на панели приборов начинает подниматься вверх, доходя до критической отметки. Достаточно будет проехать на автомобиле с неисправной помпой совсем немного для того, чтобы охлаждающая жидкость в радиаторе закипела.

Об этом вы узнаете не только по поднимающейся стрелке, но и по появлению испарений из-под капота и характерному запаху кипящей жидкости. Такую ситуацию допускать никак нельзя, иначе двигатель может заклинить. А это уже одна из серьезнейших поломок, которую будет непросто исправить. Скорее всего, придется обращаться в автосервис и на некоторое время остаться без транспорта.

О неисправности водяной помпы может свидетельствовать протекающая в месте ее крепления охлаждающая жидкость. Небольшая протечка для автомобиля не представляет серьезной опасности и допускает дальнейшую эксплуатацию автомобиля. Жидкость будет циркулировать в системе охлаждения, как и обычно.

Ваша задача в этой ситуации – постоянно контролировать уровень антифриза в радиаторе и своевременно его доливать. Но не стоит долго затягивать с устранением неполадки, так как утечка может стать сильнее, и вы уже не сможете своевременно исправлять ситуацию, особенно если усиленно эксплуатируете свой автомобиль.

Вихревой насос: устройство и принцип действия

Предназначение вихревых самовсасывающих насосов – перекачивать жидкостно-воздушные смеси и воду, не содержащую механические примеси. По сравнению с центробежными самовсасывающими насосами вихревая помпа более компактна. Стоят вихревые насосы дешевле чем центробежные, но при работе создают много шума.

Бытовые вихревые насосы используются для орошения приусадебных участков, садов. При работе вихревого самовсасывающего насоса создаётся большое давление, но работает он на малой подаче. Это свойство вихревого насоса как раз используется в химической промышленности, где необходимы высокие напоры при малой подаче, для перекачки щелочей, кислот и прочих химически активных веществ.

Устройство вихревого самовсасывающего насоса:

      • Корпус;
      • Рабочее колесо;
      • Лопатка;
      • Всасывающее отверстие;
      • Выходное отверстие.

При включении насоса рабочее колесо начинает крутиться и жидкость, увлекаемая лопатками, подчиняясь центробежной силе, закручивается. Таким образом в работающем насосе образуется вихревое движение. Отсюда и название вихревой насос. Особенность вихревого насоса в том, что одно и тоже количество жидкости, которое двигается на участке от входа до выхода, многократно попадает в межлопаточную полость. Так получается многократное приращение энергии, и, как следствие, напора.

Водяной насос помогает облегчить полив огорода и сада, набрать воды для бытовых нужд и т.д. Водяной насос – представляет собой гидравлическую машину, служащую для перекачки различных жидкостей из одного места в другое вертикальным или горизонтальным образом.